Очередной скандал разразился в модном ретейлере Incity, выплеснувшем сор из своей избы прямо на страницы медийных бизнес-площадок (Один из сотрудников компании описал во всех подробностях как она идет ко дну, и как, чтобы спасти бизнес, руководство приняло решение в последний день уходящего 2018 года привести в офис священника — Ред.)
Большинство подобных Incity компаний были созданы в лихие девяностые. Многие акционеры таких компаний — в прошлом бывшие политики. Как правило, налицо закономерность: из власти вон и из бизнеса долой. То есть наши предприниматели предпринимают ровно настолько, насколько позволяют должностные полномочия, и, когда эти самые полномочия подходят к концу, все, в том числе и бизнес, летит в тартарары.
Есть еще одна категория товарищей, наживших состояние в те же лихие девяностые, но они не имеют отношения к власти, и предпринимателями их назвать сложно, потому как из всего набора качеств, присущих предпринимателям, у них лишь смекалка купи-продай. А этого оказывается недостаточно, особенно сейчас, когда, как говорит Черная Королева из «Алисы в Зазеркалье», «чтобы стоять на месте, нужно бежать в два раза быстрей». Именно этот принцип, описанный в сказке Льюиса Кэрролла, положен в основу так называемой «гипотезы Черной Королевы». Но мало кто знает вторую часть данной гипотезы, которая гласит, что на определенном витке эволюции просто бежать в два раза быстрее уже недостаточно. Чтобы победить, необходима качественная эволюция.
Об этом и пойдет речь. Начну издалека. В западной системе психологического образования, если ты планируешь психотерапевтическую работу и прием пациентов, одновременно с приобретением базового образования необходимо начать собственную психотерапию, чтобы к моменту получения диплома иметь как минимум 1000 часов собственной практики как пациента. Для чего, спросите вы. Все просто.
Другие колонки Анны Шерер можно прочитать здесь.
Главным инструментом психотерапевта является личность терапевта, то есть мы исцеляем собой. Важно понимать, что психотерапия — это способ психологической немедикаментозной коррекции личности. Коррекции всех тех ошибок, которые появились у человека вследствие нерадивого воспитания и мешают ему жить. Например, пресловутый страх публичных выступлений — это не что иное, как стыд за собственное несовершенство, страх несоответствия определенным стандартам, что является прямой отсылкой к нарциссической личностной организации и поддается коррекции исключительно в рамках психотерапии, ни один тренинг по ораторскому искусству это не исправит.
Так вот, дабы иметь возможность успешно выполнять свои прямые обязанности — исправлять и корректировать сбои в личности своих клиентов, — психотерапевт или психоаналитик сам должен обладать личностью без системных сбоев. Это необходимо, потому что психотерапия — это такая машина времени, которая возвращает пациента в прошлое для исправления чего-то, произошедшего именно там, с тем чтобы уже во взрослой жизни избежать последствий, а психотерапевт при этом выполняет функцию «идеального родителя», которого ни у кого из нас не было, и эта позиция идеального родителя предполагает наличие сильной независимой личности, без предрассудков, стереотипов и ограничивающих установок. Идеальный родитель, который умеет правильно сказать нет, который свободен в действиях и одновременно ответственен, который имеет критическое мышление и видит смысл происходящего.
Вам это никого не напоминает? Лично мне это напоминает всех тех, кого принято называть лидерами, настоящими предпринимателями и визионерами, на кого мы так стремимся быть похожими. Действительно, что отличает настоящего предпринимателя и лидера от всех тех самозванцев, по воли случая оказавшихся в нужном месте и в нужное время? Личность, сила духа, умение рисковать и брать на себя ответственность, критическое мышление и визионерская позиция и самое главное — умение вдохновлять и вести за собой. Но почему же тогда мы не предъявляем к позиции предпринимателя требований, аналогичным требованиям к позиции психотерапевта? Где профессиональное сообщество предпринимателей, которое защищает интересы своих участников? И почему в нашем обществе не принято говорить о всех тех вызовах, которые бросает предпринимательская деятельность, особенно в новых экономических условиях, и о том, что справиться с этими вызовами способен человек, обладающий определенным набором качеств, которым в бизнес-школах не учат.
А новых вызовов сегодня немало. В нынешних экономических условиях недостаточно просто что-то создать, купить или продать, в эпоху перепроизводства и ценовой дискриминации гонку лидеров возглавляют те, кому есть что сказать, потому что качество и приемлемая цена в наше время — уже просто must, который даже не следует обсуждать. Именно поэтому такое понятие, как позиционирование, сегодня все чаще отходит на второй план, а ему на смену приходит «зачем?», ради чего бизнес должен существовать и почему потребитель должен выбирать именно вас.
Новый вызов для предпринимателя еще и в работе с людьми. Когда люди стоят перед выбором работы за одинаковые деньги, они выбирают идею и эмоциональное вовлечение, при этом работают так, как никогда не смогут работать за деньги. И именно наличие идеи и лидера, чье мировоззрение устремлено далеко за горизонт собственной личности, делает компанию успешной, живой и настоящей. Следует также сказать об умении лидеров работать в команде. Настоящий лидер осознает собственную слабость и ограничения и понимает, что для создания чего-то выдающегося необходима команда выдающихся же людей, которые требуют особого к себе отношения, уважения и партнерского взаимодействия, которые ни при каких обстоятельствах не станут подчиняться собственнику самодуру (ну если только это не Стив Джобс).
Не стоит забывать и о самом важном вызове — вызове самому себе. Я об умении меняться, подвергать сомнению свои собственные принципы и установки, вовремя признавать собственные ошибки и интеллектуальное превосходство других. И, конечно, быть адекватным. Именно связь с реальностью позволяет вовремя остановиться, оценить собственные силы и ситуацию или, возможно, наоборот, настоять на своем и получить невозможное. Как любил говорить Джобс, «я был бы гораздо богаче, если бы за каждое «невозможно» брал по доллару».
Но как много нынешних предпринимателей способны на это? Это риторический вопрос. Да, говорят, что предпринимателем нужно родиться. Сложно поспорить, но я рискну. И опять обращусь к сравнению с психотерапевтами.
Нужно ли психотерапевту, чтобы быть таковым, профильное образование? Да, но также важно быть зрелой личностью, которая является проводником в субъективный мир другого человека (помните, как у Сократа: познайте себя и вы познаете весь мир). Зрелая личность — это то, что не дано нам по праву рождения, это то, что формируется вследствие воспитания и социализации, а значит — это то, что может быть скорректировано, и именно это принято называть личностным ростом. Без такого же роста невозможен и предприниматель. Речь как раз о том качественном скачке, о котором говорит гипотеза Черной Королевы, когда на определенном этапе эволюционной гонки за выживание просто бежать в два раза быстрее (читай: иметь хорошее образование и диплом престижной бизнес-школы), увы, недостаточно, чтобы быть успешным. И это важно понять современному предпринимателю.
…А меж тем вызовы, к которым не готовы предприниматели старой формации, как черная чума косят компании без разбора, без привязки к их позиции в списке Forbes.