В России много старых универмагов. Но классических department store практически не осталось. Почти за 30 лет свободы их переделали в магазины стрит-ретейла с отдельными входами либо сдали одному крупному оператору («М.Видео», «Эльдорадо» и т.д.) или в микроаренду пластиковых павильонов, а порой и просто закрыли. В Москве случайно остались универмагами, например, «Лейпциг» и «Бухарест» просто потому, что с ними начала работать компания «Холдинг центр» (у нее есть собственная закупка, торговые объекты и денежный поток, который идет на центральную кассу, — все по классической схеме универмагов).
Но в целом современные универмаги — это скорее сочетание своей закупки и сдачи торговых площадей арендаторам. А все потому, что классический универмаг — очень сложная и тонко настроенная система, которая требует работы большой команды и аккуратного отношения к закупкам товара, который имеет свой «срок годности».
О проблемах реновации старых универмагов можно прочитать здесь.
Товар надо запланировать, своевременно приобрести и доставить к сезону (а учитывая вечные проблемы с таможней, колебания курса рубля и пр. — это риски). Если сроки по какой-то причине не удается выдержать (например, на закупку не оказалось достаточно денег), то вся система автоматически выходит из строя.
Риск коллапса велик еще и потому, что управленческие решения в реалиях России, с падающим доходом покупателя и влиянием мировых потребительских трендов, лихо перераспределяющих покупательскую корзину не в пользу одежды и обуви, должны проводиться с филигранной точностью. А борды крупнейших мультибрендовых холдингов сегодня все чаще напоминают заседания пенсионеров, которые знают лучше, что кому носить и почему покупать.
Многим управленцам сегодня за 60, и большую часть своей карьеры они ввозили в страну дефицит. Мы не в Нью-Йорке, где возраст менеджеров отражается самым благоприятным образом на fashion-индустрии, а крупнейшими модными домами управляют люди и более старшего поколения. Разница в том, что там никто никогда не работал на дефицитном рынке и навыки эквилибриста продаж только совершенствовались с возрастом — люди вынуждены были всю жизнь держать ухо востро, приспосабливаясь, изобретая тренды, создавая новый голубой океан своего бизнеса. А в нашем «модном» бизнесе модой и не пахнет.
Форма управления настолько противоположна покупательскому интересу, что несчастный собственник вынужден брать бизнес в ручное управление и рулить финансовыми потоками как может и как умеет. Иначе раскрадут — для этого в старых бизнесах построены и отлажены все системы. Зачастую пилотирование из последних сил и устаревших компетенций приводит к накоплению стоков и перебоям в оплате поставок товара. А это для бизнеса универмага фатально.
Именно поэтому на рынке много примеров неудачных универмагов. Но они такие не потому, что их сделали некачественно. А потому, что во время реализации проекта были проблемы или с деньгами, или с людьми, или со стратегией.
Но есть и успешные проекты. Мне, например, нравится универмаг «Цветной» в Москве. Там тоже были ошибки на старте — закупка товара там производилась с учетом европейских вкусов и размерной сетки, поэтому его плохо раскупали. В итоге универмаг оказался в кредитном бремени и всю свою историю борется с этой проблемой. Некоторое время назад он набрал силу, чтобы выйти из пике. Но усталость собственников оказалась так велика, что они все-таки решили последний рывок не делать и взяли курс на сдачу в аренду.
В случае с «Цветным» это, увы, не сработало, ведь на рынке нет достаточного количества арендаторов, которые могут удовлетворить запросы такой экзальтированной аудитории, состоящей из тренд-сеттеров и прогрессивной молодежи. Поэтому «Цветной» начал сдавать площади в аренду обычным операторам и потерял свое лицо, а за ним и клиента. Но сейчас у этого универмага ренессанс — пришли новые управленцы, появилось более тонкое и деликатное отношение к подбору торговых операторов. К сожалению, ушла история с собственной закупкой, но ее заменила концессия с нишевыми (и от этого более интересными) брендами. Выправляется ситуация с товарной матрицей, и возвращается качественная аудитория.
Универмаг «Тренд-Айленд» в ТРЦ «Авиапарк» — тоже успешный проект. Это вообще новое явление для России. Весь товар «Тренд-Айленд» привлекает на условиях концессии. Эта схема напоминает докомиссионную реализацию товара — что-то между сдачей площади в аренду на фиксированных условиях и ситуацией, когда товар заводится на кассу предприятия. Успех «Тренд-Айленда» показывает перспективы для ТЦ. Такой универмаг может быть fashion-сердцем любого проекта. Но… если не будет выкупать товар.
Вы можете мне возразить, что есть успешный московский ЦУМ, который выкупает товар у западных торговых домов. Да, это так. Но для того, чтобы дело стало прибыльным, потребовалась слаженная многолетняя работа огромной команды и большие инвестиции. Не думаю, что кто-то из нынешних игроков рынка может себе позволить сделать что-то похожее.
Как будут меняться российские универмаги можно прочитать здесь.
Отдельно хотелось бы сказать про «Стокманн» — классический сетевой российский универмаг. Он претерпевает постоянные изменения: магазины закрывают, бизнес переходит от одной компании к другой, меняются названия… поэтому лишь отдаленно напоминает тот универмаг, который пришел в РФ в конце 1990-х и стал уникальным явлением своего времени. Увы, компания и ее политика устарели. Сегодня «Стокманн» не догоняет покупателя и не идет за его требованиями, что создает большой риск для его будущего. Как говорится, время покажет.
Но универмаги зависят не только от финансирования и товара. Есть риски и в поле человеческого фактора, управления. Никто из тех, кто сегодня финансирует или собирается финансировать проект универмага, скорее всего, не будут полагаться на российских управленцев. Но особой альтернативы я не вижу. Арендаторов все меньше: новые рождаются, но от микробизнеса до полноценного оператора торгового центра — долгий путь. Чтобы бизнес рос на таком тяжелом рынке, как ретейл, надо выстраивать для него систему инкубатора. Универмаги, которые принимают товар на реализацию, могли бы взять на себя в том числе и эту функцию. А торговые центры получили бы в руки штурвал, способный направить корабль их бизнеса в солнечные страны. Думаю, со временем собственники торговых центров придут к этому инструменту.
Каковы перспективы универмагов в России? Чтобы ответить на этот вопрос, можно просто посмотреть на Запад. Там формат универмагов развивается прекрасно. Понятно, что у людей в Европе есть средний класс — опора торгового бизнеса — не в пример постсоветским территориям. Понятно, что рынок там стабилен и не осложнен таможней и много разнообразных «лифтов» для бизнеса. Но в Европе вообще все в ретейле на голову выше — и сбыт, и закупка, и управление, и даже сознание собственников недвижимости. Поэтому мы в своем развитии на нее и ориентируемся. Но пока делаем все как-то неумело. Пытаемся посадить зернышко, а дальше покрываем его бетоном обстоятельств. И в результате у нас вместо полноценного дерева вырастает бонсай. Увы, но пока российские универмаги именно такие.