К началу 2019 года детские развлекательные центры различных форматов были представлены в 53% торговых центрах Москвы. При этом речь идет только о качественных объектах, уточняют в компании JLL, изучившей столичные моллы. Детские развлечения занимают совокупно 165 тыс. м2. В структуре арендаторов доля развлечений для детей составляет 26,5% площади, отданной в торговых центрах под развлечения. Это второе место после лидирующих по доле кинотеатров (43,5%). При этом Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL, уточняет, что в целом сегмент развлечений растет в торговых центрах Москвы: «Если в 2005-2008 годах его доля составляла 4%, то спустя 10 лет данный сегмент вырос в среднем в 2 раза и занимает 8% арендуемой площади».
В Colliers International напоминают, какие развлекательные центры были открыты в прошлом году в московских ТЦ. Это «Туса Джуса» (батутная арена, веревочный парк и скалодром) в ТРЦ «Филион», Teika Boom Ксении Бородиной (аттракционы и семейное кафе) и Joki Joya (квесты, аниматоры, аттракционы, шоу-программа и детские банкетные залы) в ТРЦ Vegas Кунцево. «Разноплановость концепций, представленных в ТЦ, демонстрирует стремление операторов предложить оригинальные, выигрышные варианты», — говорит Константин Будагян, старший аналитик департамента исследований рынка Colliers International.
Интенсивное развитие сегмента детских развлечений в ТРЦ Оксана Копылова поясняет растущей конкуренцией между девелоперами. «Развитие развлекательного сегмента обусловлено высокой конкуренцией на рынке торговых центров и изменением потребительских ожиданий от них. Большую роль стали играть впечатления, опыт и эмоции, получаемые людьми; они формируют лояльность потребителей к тому или иному торговому центру. Кроме того, наличие детских или семейных парков развлечений расширяет целевую аудиторию и генерирует дополнительный поток посетителей», — поясняет она.
Об этом же говорит и Константин Будагян: «Развитие строительства жилых комплексов за пределами МКАД, жители которых, как правило, совершают поездки за покупками на автомобилях и могут выбирать из нескольких крупных ТРЦ со всеми необходимыми повседневными товарами, стимулируют девелоперов к созданию конкурентного преимущества за счет уникального сочетания развлекательных концепций в своих проектах. Вместе с тем большой выбор торговых центров в Московском регионе, увеличение количества личных автомобилей и развитие транспортной инфраструктуры позволяют покупателям уделять больше времени развлечениям в торговых центрах».
Рейтинг городов-миллионников с точки зрения обеспеченности детскими развлечениями смотрите здесь
Однако, несмотря на то что в Москве выше, чем где-либо в России, покупательная способность и плотность населения, говорить о безграничности рынка не приходится. «Транспортная доступность существенно сокращает зону охвата любого проекта. Если досуговый центр обладает уникальными качествами, то ради них стоит проделать больший путь. Но со временем уникальность и новизна любого проекта снижается, а зона охвата сокращается, — поясняет Максимилиан Пивоваров, генеральный директор ГК «КидБург». — В более выигрышной ситуации находятся проекты, которые могут менять содержание без существенных капитальных затрат. Увеличивающийся выбор на рынке детских развлечений повышает избирательность клиентов. Растут требования к качеству предоставляемых услуг. Приведенные факты снижают желание игроков инвестировать в новые проекты. Окупить проект за 5-7 лет очень сложно. В ближайшее время мы, скорее всего, не увидим на рынке новых операторов или оригинальных проектов. Тренд развития будет направлен на повышение качества и снижение издержек».
С ним согласен Павел Ковшаров, основатель сети активити-парков «Zамания». «Для нас 2019 год — это время улучшения сервиса и продаж, а не масштабирования. Быть первым по площади неинтересно. Нужно быть первым в сервисе, а как следствие — в продажах и выручке», — говорит он.
Кроме того, такую тактику диктуют особенности, которые есть у рынка детских развлечений. Речь о его финансовой непрозрачности, которая делает рискованной конкуренцию по цене. «К непрозрачности добавляется отсутствие нормативов в отрасли: это касается в том числе и квалификации людей, в ней работающих, — добавляет Павел Ковшаров. — Еще одна особенность — быстрая смена трендов, которая происходит каждые 3 года, максимум раз в 5 лет. Если когда-то модными были карусели, то потом им на смену пришли игровые автоматы, а их, в свою очередь, сменили активити-парки. Сейчас на пятки наступают VR-парки». Что касается активити-парков, то, по мнению Павла Ковшарова, в этом сегменте довольно жесткая конкуренция. О том же говорит и Максимилиан Пивоваров. По его словам, за последние 2 года произошло существенное пополнение рядов активити-парков. При этом спрос не успевает за предложением. «Открытие новых проектов не влечет пропорционального увеличения числа клиентов в них. Скорее происходит перераспределение», — считает он.
Тем не менее в том, что рынок будет развиваться, эксперты не сомневаются. «Мировой опыт показывает, что увеличение доли площадей, выделяемых под развлечения, кафе и рестораны, является долгосрочным трендом и логичным способом для успешных торговых центров сохранить и увеличить трафик покупателей в физическом пространстве на фоне растущих продаж онлайн-рeтейла», — говорит Константин Будагян. При этом Павел Ковшаров замечает, что слепое копирование того, что уже сделано другими, не принесет успеха. «Нужно делать новые концепции, — уверен он. — Например, в России нет научного музея для детей мирового уровня. Возможно, из-за больших инвестиций в такой проект, потому что речь идет о площади 10-20 тыс. м2 и десятках миллионов долларов. Тренд ближайших 2-3 лет — проекты с интерактивными парками, VR-парки и т.д.».
Топ-10 крупнейших (по совокупной занимаемой площади) детских развлекательных центров, размещенных в качественных торговых центрах Москвы
Название | Площадь, м2 | Расположение |
«Космик» | 36997 | «АФИМОЛЛ Сити», «Брендсити», «Европейский», «Глобал Сити», «Калейдоскоп», «Капитолий» «Севастопольский», «Капитолий Вернадского», «Кунцево Плаза», «МЕГА Белая Дача», «Вэйпарк», «Зиг-Заг» |
«Zамания» | 19867 | «Авиапарк», «Азовский», «Косино Парк», «Новомосковский», «Парк Хаус Братеево», «РИО Дмитровка», «ВиВа», «Зеленопарк», «Золотой Вавилон Ростокино» |
«КидБург» | 11470 | Центральный детский магазин на Лубянке, «МЕГА Белая Дача», «Ривьера», «Зеленопарк» |
Joki Joya | 9913 | Columbus, «Июнь», MARi, «Мозаика», «РИГАМОЛЛ», |
Kidzania | 7892 | «Авиапарк» |
«Небо» | 7166 | «Капитолий Севастопольский», «Филион» |
Happylon | 6000 | VEGAS Каширское шоссе |
Kids city | 4721 | Columbus |
Motor city | 3752 | «Авиапарк», «Хорошо!», MARi, «МЕГА Белая Дача», «Метрополис», «Ривьера» |
«Туса Джуса» | 3535 | «Капитолий Севастопольский», «Филион» |
Источник: JLL |
«Космик»
Парки развлечений созданы 20 лет назад. Сегодня сеть насчитывает 20 развлекательных центров, 13 из которых расположены в Москве и семь в регионах. Согласно СПАРК, принадлежит на 99% офшору «Ареола Корпорейшн» (Британские Виргинские острова). Выручка компании в 2017 году (данных за 2018 год пока нет) составила почти 1,3 млрд рублей. По оценке самой компании, ее парки посещает более 900 тыс. посетителей в год. В марте этого года ООО «Коммерческая недвижимость» уведомила о своем намерении обратиться в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании ЗАО «Космик» банкротом.
«Zамания»
Сеть детских активити-парков «Zамания» насчитывает 11 площадок в Москве и Подмосковье. Компания создана в 2015 году Павлом Ковшаровым и Александром Марковым. В 2018 году 30% компании выкупила кипрская Irhet Ltd, аффилированная с группой «Основа». Из 70% бизнеса Павлу Ковшарову принадлежит 95%. Ежегодно парки принимают около 3 млн гостей. В 2018 году выручка, по оценке самой компании, составит 1 млрд рублей.
Интервью с одним из основателей, Павлом Ковшаровым, читайте здесь
«КидБург»
Сеть, в которой дети знакомятся в интерактивном режиме с различными профессиями, работает с 2011 года. Сегодня это 15 проектов в 13 городах. Компания основана Оксаной Орловой, Екатериной Андреевской, Алексеем Бобровым и Виталием Мацневым. По данным СПАРК, с 2014 года компания оформлена на кипрский офшор «ИОЛИКО ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД». Выручка петербургского «КидБурга» в 2017 году составила, по данным СПАРК, почти 574 млн рублей.
Интервью с одной из основательниц сети «КидБург», Оксаной Орловой, читайте здесь
Joki Joya
Сеть семейных парков активного отдыха появилась в 2014 году. Сегодня она работает в Москве (11 парков), Петербурге (10 парков) и Твери (один парк). Согласно СПАРК, компания принадлежит Арсену Амиянцу (31,67%), Константину Грузманову (31,67%), Александру Маркову (31,66%), Дмитрию Конорову (5%). Зарегистрирована в Петербурге. Выручка в 2017 году составила более 800 млн рублей, включая все регионы.
Kidzania
Детские парки игрового обучения Kidzania — проект мексиканского бизнесмена Хавьера Лопеса Анконы. Первый парк появился в 1999 году, сегодня присутствует более чем в двух десятках стран, в том числе в Англии, Японии, Индонезии, Португалии, ОАЭ, Южной Корее, Индии, Египте, Турции, Саудовской Аравии, Бразилии. В России Kidzania открылся в 2016 году. Его по франшизе развивает издатель онлайн-игр «Иннова» через люксембургскую Innova Partners, обладающую эксклюзивными правами на развитие бренда Kidzania в США, Канаде, Франции. В 2017 году в ходе допэмиссии долю в операторе детских парков игрового обучения приобрел Фонд прямых инвестиций Winter Capital Partners (WCP).
Топ-10 самых больших (по м2) детских развлекательных/семейных центров Москвы
# | Название | Общая площадь, м2 | ТРЦ | Адрес | Сетевой парк |
1 | Kidzania | 10000 | «Авиапарк» | Ходынский бульвар, 4 | Да |
2 | «Мастерславль» | 6100 | МДМЦ «Москва-Сити» | Пресненская наб., 4, стр. 1 | Нет |
3 | Happylon Pirates Park | 6000 | Vegas Каширское шоссе | Москва, МКАД, 24 км | Нет |
4 | «Космик» | 4893 | «Капитолий» | пр. Вернадского, 6 | Да |
5 | «Туса Джуса» («Небо») | 4000 | «Филион» | Багратионовский пр-д, 5 | Да |
6 | Zamania | 3670 | ТЦ 4DAILY | Святоозерская ул., 1а | Да |
7 | «Кидбург» | 3500 | «Ривьера» | Автозаводская ул., 18 | Да |
8 | Teika Boom | 3000 | «Ривьера» | Автозаводская ул., 18 | Нет |
9 | Joki Joya | 2652 | «Вегас Кунцево» | Хорошевский пр-д, 14 | Да |
10 | Kids City | 2169 | Columbus | Кировоградская ул., 13а | Нет |
Источник: Colliers International |
«Мастерславль»
Тематический детский парк, знакомящий детей с миром профессий. Представлен в виде миниатюрного города (формат такой же, как у Kidzania, «КидБургов»). Выручка, по СПАРК, в 2017 году составила 102 млн рублей.
Happylon Pirates Park
Игровое пространство развлечений для детей и взрослых, расположенное на территории торгово-развлекательного комплекса VEGAS, стилизованное под тематический пиратский остров. Включает в себя колесо обозрения, автодром, лазертаг, веревочный городок, батутный комплекс, многоярусный детский лабиринт, 5D-кинотеатр и др. Это один из клубов, принадлежащих сети Happylon бизнесмена Рустама Агеева. Первый парк сети был открыт в 2006 году в Алматы, а в 2019 году он закрылся. С 2010 года парки Happylon появились на Украине и в России. Открытый в 2011 году в Петербурге в ТЦ «Галерея» парк уже не работает. Не работает и открытый первым в Москве Happylon в ТЦ «Филион». В 2018 году бизнесмен сообщил о планах построить в Казахстане два масштабных парка развлечений Happyland. Общая стоимость проекта составляет $175 млн.