Фастфуд ждут большие перемены, и связано это с бумом доставки готовой еды. Хотя сценарии будущего разнятся.

В больших городах (в первую очередь, в Москве и Петербурге) услуга доставки готовых блюд стала очень популярной, причем буквально за один сезон. Легко заметить, что на этом рынке доминируют два федеральных агрегатора (условно говоря — с желтыми и зелеными фирменными цветами). Но рост рынка еще продолжается, и на нем работает несколько моделей: некоторые крупные доставщики готовят популярные блюда сами, другие заключают договоры с ресторанами (кафе), как правило, фастфудами. Причин для такого бума много, но на поверхности лежат, пожалуй, три. В крупнейших сетевых фастфуд-ресторанах не протолкнуться, открывать новые стационарные точки дорого, а курьеры готовы работать за копейки.

Интересно, что зимой популярность доставки только возросла. В новогодние каникулы доставщики откровенно «поплыли», не успевая выполнять заказы. Но не обрушились. Владельцы обычных кафе и ресторанов были рады такому «дистанционному» спросу. Но и призадумались тоже. Потому что это странно, когда изначально сервисная функция — доставка — переворачивает весь рынок с ног на голову.


А теперь представим себе варианты развития будущего (заметим, это только предположения).

Позитивный: агрегаторы доставки сформируют устойчивый спрос и лояльную аудиторию. Тогда и фастфуд в целом выйдет на качественно новый уровень, и цены снизятся всем на радость.

Тревожный: после периода раскрутки агрегаторы введут для клиентов плату за доставку (кажется, это уже началось). Правда, взрывной рост на этом и остановится.

Совсем тревожный: укрепившись на рынке, агрегаторы доставки начнут диктовать свои условия. Назначать свои цены за подключение к услуге. Брать всякого рода ретро-бонусы (излишне напоминать, что это такое). А ведь к тому времени благодаря разогретому спросу остаться без доступа к доставке будет равносильно закрытию! Цены для потребителя, не успев как следует снизиться, поползут вверх (конечно, до определенного порога, но все же).


Теперь посмотрим, что может помешать такому развитию событий.

Вообще-то фастфуд и общепит в целом вполне могут сохранять (или пытаться сохранять) независимость. Своя служба доставки есть у многих. Мобильное приложение — у большинства. Доработав программное обеспечение, можно в значительной степени повторить схему работы агрегаторов (с их геолокацией курьеров и т.д.). Да, продвигать свою услугу с такими бюджетами, какие есть у «Яндекса» или mail.ru, вы, возможно, не сможете. Но и тут есть кое-какие решения.

Например, такое: использовать маркетинговую мощь агрегаторов в своих же целях.

Допустим, клиент раз за разом заказывает через агрегатор доставки полюбившееся ему блюдо из вашей кухни. Прекрасно. Это означает, что этот клиент — ваш, а не агрегатора. При определенных условиях он с удовольствием будет работать с вами напрямую (если, конечно, у вас достаточно широкий охват и есть своя доставка). Поэтому никогда не забывайте брендировать свои блюда, свои наименования, фирменную упаковку и так далее. Совсем недавно проскочила новость, что McDonalds вроде бы потерял в ЕС эксклюзивные права на бренд Big Mac, — так вот такого допускать не хотелось бы. Клиент должен знать вас и ваш продукт. И чем шире известен ваш бренд (в том числе за счет франчайзинга), тем сложнее будет вас подмять под себя или поставить в положение «последнего в пищевой цепочке».

Например, наша сеть Gelateria Plombir в 2018 году еще раз подтвердила международную регистрацию торговой марки на шесть стран, в которых мы уже работаем, и на некоторые новые. В своих кафе мы брендируем всё по максимуму — и продукт, и расходные материалы (креманки, стаканчики и прочее).

Конечно, наш продукт — мороженое — не так зависит от доставки. Все-таки это объект спонтанной покупки, да и посидеть с детьми в кафе всегда будет интереснее, чем пригласить домой курьера с коробкой. Но и мы следим за ситуацией. Ведь изменение структуры рынка всегда кого-то напрягает, а кому-то дает новые возможности. Скажем, мы в случае жаркого лета вполне можем организовать доставку нашего фирменного мороженого в городские парки или на пляжи. Вполне вероятно, с помощью крупных агрегаторов или партнерских служб доставки, если это будет выгодно и удобно для всех.

Справка

На конец 2018 года франчайзинговая сеть Gelateria Plombir насчитывала более 210 торговых точек в шести странах (Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Грузия, Таджикистан). Собственная сеть в Петербурге состоит из 20 точек. В 2018 году сеть вышла на третье место среди франшиз мороженого, действующих в России (как по количеству торговых точек, так и по динамике роста).