#MEDIALIB_COLLECT_273#
1. Собачья деревня
У ТРЦ «Эко-ярмарка» в городе Кирове не самое удачное местоположение, но очень креативный и решительный девелопер. Комплекс был запущен в эксплуатацию в 2016 году. В нем реализовано сразу несколько необычных форматов, которые привлекают покупателей (№6 данного рейтинга — тоже их ноу-хау). Один из них — собачья деревня «Мохнатия». Это симбиоз зоомагазина и контактного зоопарка. Щенков и котят в «Мохнатии» можно купить, а можно с ними просто погулять и поиграть. Все зверята привиты. Если нужно — к вам приставят инструктора по общению с животным, который объяснит, как с ним гулять и играть. Каждый месяц несколько питомцев «Мохнатии» переезжают в семьи местных жителей.
#MEDIALIB_COLLECT_274#
2. Библиотека и не только
В ТРК «Охта Молл» в Петербурге создано уникальное культурно-образовательное пространство «Охта Lab». Здесь на площади более 1 тыс. м2, где нет ни одного окна, работают и платный коворкинг, и лекторий на 250 посадочных мест, также оборудованы переговорные комнаты, выставочная зона и кофейня. Но жемчужина этого пространства — библиотека (филиал городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского.). Кстати, это первый в России пример присутствия муниципальной библиотеки в торговом комплексе. Здесь представлены как обычные книги, так и электронные. Их можно брать и оставлять по принципу буккроссинга. Проект «Охта Lab» очень популярен у жителей города благодаря насыщенной событиями культурной программе.
#MEDIALIB_COLLECT_275#
3. Шопинг налегке
Три торговых центра «МЕГА» (в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Москве) первыми в России предложили публике услугу «Шопинг налегке». Сделанные там покупки можно не носить с собой: к окончанию шопинга курьер доставит их в любое указанное место в молле или прямо к автомобилю (на остановку общественного транспорта). Услуга эта бесплатная. Чтобы ею воспользоваться, достаточно установить приложение «МЕГИ» на смартфон или оформить паспорт покупателя на стойке сервиса. После этого покупку можно оставить прямо на кассе магазина или на стойке «Шопинг налегке». Там ей присвоят персональный QR-код. Чтобы получить покупки, достаточно сообщить курьеру об окончании шопинга через мобильное приложение или на стойке сервиса.
Товары доставят в указанное место всего через 15 минут. Забрать покупки можно и самостоятельно, предъявив QR-код. Инвестиции компании в новый сервис составили 47 млн рублей. Согласно опросам, на данный момент более 90% пользователей удовлетворены сервисом. Он позволяет увеличить количество посещаемых магазинов (в среднем до 0,8) и время визита торгового центра (в среднем до 20 минут). На данный момент «Шопингом налегке» ежемесячно пользуются более 4 тыс. посетителей каждой МЕГИ. Со временем опцию планируют внедрить во всех остальных МЕГАх в качестве постоянной услуги для покупателей. А в этом году компания рассматривает возможность запуска пилота по доставке сделанных в торговых центрах МЕГА покупок на дом.
4. Бассейн-каток на крыше
В ТЦ «Централ парк» города Курска, который открыли в декабре 2017 года, прямо на крыше создали необычную зону отдыха. Летом она работает как курорт, центром которого является бассейн площадью 1,2 тыс. м2 и глубиной 1,2 м с подогревом воды. Над бассейном находится крыша-купол, защищающая посетителей от дождя. Есть водные аттракционы: гидромассаж, донный гейзер, шейный душ-водопад, фонтан в виде дерева. А зимой этот бассейн превращается в каток. Кстати, подобных катков-бассейнов в мире больше нет.
5. Трехэтажный аквариум
Интересную фишку придумал девелопер ТРЦ «Океания», который открылся на Кутузовском проспекте Москвы в 2016 году. Тема проекта — морские приключения. Поэтому в центре комплекса установили гигантский аквариум, высотой три этажа. А внутрь аквариума поместили лифт. Поднимаясь на нем, гости ТЦ совершают «подводное» путешествие. Морскую тему и «отпускную» атмосферу поддерживает графическое оформление интерьеров и навигации.
6. Клуб для пожилых людей
В том же ТРЦ «Эко-ярмарка» в Кирове открыт клуб досуга для пожилых людей «ПрактикУМ». Его работа построена по принципу абонемента, как в фитнес-клубе: берешь абонемент на месяц или на год — и свободно посещаешь те мероприятия, которые тебе интересны. Занятия в клубе идут с утра и до вечера. Здесь и йога, и танцы, и школа рисования, и иностранные языки, и компьютерная грамотность, и шахматы. Тут же проходят лекции и выставки.
7. Интерактивная навигация
В ТЦ «Горизон» в Ростове-на-Дону «фишкой» стала система навигации. Необычный подход к обычному упражнению очень оживляет этот торговый центр со сложной концепцией. Каждый указатель этой системы - медийный инструмент с набором информационных сообщений, которые общаются с публикой. У каждого навигатора всегда есть посетители, а иногда возникает очередь... По статистике, с начала 2012 года около 10 млн человек воспользовались системой интерактивной навигации в «Горизонте». И каждый год количество пользователей увеличивается.
Рынок торговой недвижимости движется в сторону полноценной качественной интеграции в повседневную жизнь людей, предлагая дополнительные сервисы и новый уровень комфорта.
Этот комфорт создается как за счет вложений девелопера (высокоскоростной Wi-Fi, зоны отдыха, зоны для зарядки смартфонов, пеленальные комнаты и другая инфраструктура для родителей с детьми и т.д.), так и за счет вовлечения самих покупателей в создание среды для отдыха и покупок. Часто программирование активностей ТЦ происходит с участием районного менеджера, который взаимодействует не с абстрактными покупателями, а с жителями района, «соседями» ТЦ.
С развитием экономики совместного потребления торговые центры стали активно продвигать каршеринг для экономии времени и денег на дорогу до и после посещения ТЦ. Многие внедрили новые сервисы — помимо доставки заказанных товаров, теперь, например, можно арендовать дорогостоящие инструменты у DIY-операторов на время (в США — Home Depot, в России — «Бауцентр»), что позволяет ретейлеру чаще контактировать со своим покупателем, а торговому центру — увеличивать частоту посещений.
Также торговые центры активно внедряют программы лояльности, позволяющие узнать больше о своих покупателях и сделать персонифицированное предложение, что существенно повышает конверсию частных посетителей в покупателей.
«Фишки» торговым центрам нужны. Это их индивидуальность и харизма. То, чем они запоминаются, выделяются на фоне множества других объектов, то, зачем дети тянут нас туда.
Не могу забыть один торговый центр в Швеции, где в атриуме установлен большой аквариум на несколько этажей в высоту для… дайверов. Школа дайвинга занимается прямо там, а посетители с удовольствием наблюдают за процессом. Я была там более 20 назад и помню свое впечатление до сих пор! Удивителен и Mall of the Emirates, где работает настоящий горнолыжный курорт. И многие другие чудесные комплексы.
Часто роль «фишек» в торговом центре выполняют авторские рестораны или большие СПА-зоны, а порой и фото-зоны или даже интересные выставки. «Фишкой» может стать все, что вызывает эмоции. Все необычное и яркое!