За последний год спрос на курьеров резко вырос. В целом по стране — на 64%, в Москве — на четверть, в Петербурге — на 65%, свидетельствует статистика hh.ru. «При этом, судя по соотношению активных резюме к открытым вакансиям, недостатка в рабочей силе у компаний нет: в среднем на одно вакантное место курьера в столице в сентябре претендовали 11 кандидатов, в Северной столице, как и в России, — восемь желающих», — уточняет Ирина Жильникова, представитель HeadHunter по Северо-Западу. Наибольшую активность в поиске курьеров проявили интернет-магазины и компании розничной торговли, осуществляющие доставку продуктов и еды.

Кому как удобно
Курьеры бывают разные. Одни доставляют только деловую документацию, другие — еду по заказу клиента, третьи — цветы и подарки, четвертые — посылки и т.д. В зависимости от отрасли, компании и других значимых факторов отличается и то, сколько они зарабатывают. «Одни компании предлагают кандидатам фиксированный оклад и сдельную выплату за каждую доставку, другие — дневную ставку и бонусы за перевыполнение плана, третьи — денежное вознаграждение за заказ/поездку, — рассказывает Ирина Жильникова. — Большинство компаний упоминают в текстах вакансий о возможных бонусах и премиях по итогам работы, компенсации расходов на проезд/бензин, мобильную связь. В некоторых предложениях о работе встречаются весьма интересные бенефиты в виде доплат на удобную обувь или оплачиваемые стажировки. Все вакансии предполагают занятость по удобному графику работы».

Если работа курьера заключается только в доставке документов или продукции интернет-магазина, то чаще принимают на фиксированный оклад, который варьируется от 25 тыс. до 35 тыс., плюс курьерам компенсируют расходы на проезд, уточняет Татьяна Тихончук, менеджер по работе с персоналом кадровой компании Coleman Services. По словам Марии Маргулис, генерального директора рекрутингового агентства «1000 кадров», фиксированный оклад предлагают, как правило, курьерам, которых берут в штат, но таких вакансий сейчас уже немного, или сотрудникам крупных курьерских компаний, в основном международных. А так, по ее словам, структура дохода носит сдельный характер — по количеству доставок.

Есть отличия и в том, каким образом происходят выплаты. «Работодатели готовы рассчитываться за курьерские услуги ежедневно, еженедельно или частями, например 2 раза в месяц», — замечает Ирина Жильникова.

Московский уровень
Сегодня работодатели предлагают кандидатам в курьеры в среднем по России 35 тыс. рублей в месяц, на такую же сумму могут рассчитывать курьеры в интернет-магазинах и пешие курьеры, говорит Ирина Жильникова. Офисным и банковским курьерам готовы платить меньше — 30 тыс. и 25 тыс. рублей соответственно. Самый высокий средний заработок у курьеров-водителей — 42,5 тыс. рублей в среднем.



Традиционно больше всего зарабатывают в Москве. Здесь доход курьеров, по данным сервиса «Авито Работа», может достигать 52 тыс. рублей в месяц. Заработок выше среднего по стране и у курьеров в Петербурге — по данным hh.ru, речь идет почти о 46 тыс. рублей. При этом средняя номинальная заработная плата по стране, по данным Росстата, в первом полугодии составляла 46210 рублей.

На доход влияет специализация, добавляет Татьяна Тихончук. «Доставка пищи — сильно трудоемкий процесс, курьер завязан на время доставки и на большое количество заказов, поэтому уровень дохода у таких сотрудников выше», — говорит эксперт.

Главное, чтобы костюмчик сидел
В числе сотрудников работодатели, ищущие курьеров, хотят видеть ответственных и пунктуальных работников. «Кроме того, доставка подарков, цветов и документов подразумевает презентабельный вид курьера, поэтому бывают требования к работе курьера в костюме. Такие же требования часто выдвигают банки. Так, когда мы искали курьеров для работы в крупном банке с сетью офисов в Москве, требование к деловому костюму было одним из критичных для кандидатов», — вспоминает Татьяна Тихончук.

Как ни странно, опыт курьерской работы требуется незначительному числу работодателей, остальные готовы закрыть на это глаза. «Для компаний куда важнее умение курьера ориентироваться по городу, его личные качества: коммуникабельность, вежливость, активность, пунктуальность, аккуратность, ответственность, исполнительность, желание зарабатывать, порядочность, грамотная речь, — перечисляет требования работодателей Ирина Жильникова. — Некоторые компании готовы предоставлять работникам смартфоны и планшеты, но многие включают этот пункт в обязательные требования к соискателям. Водителям-курьерам необходимо иметь личный автомобиль, права категории В и желателен стаж безаварийного вождения от 1 года». Некоторые работодатели ищут кандидатов, у которых есть статус «самозанятого» или желание его получить. Таким образом, по словам экспертов, компании пытаются сэкономить на налогах. Однако такое пожелание скорее можно назвать исключением, чем правилом, замечает Ирина Жильникова.

Особых сложностей в поиске кадров нет, говорят эксперты. Часто студенты или ученики выпускных классов готовы подрабатывать курьерами, особенно в летний период. «На такие позиции очень часто идут молодые люди, которым просто нужен быстрый способ подзаработать», — отмечает Мария Маргулис. Но это порождает проблему, свойственную массовому подбору персонала, — сильная ротация. А это в свою очередь создает необходимость просматривать большое количество кандидатов, чтобы выбрать одного, соотношение может составлять один к двадцати. «Это не говоря о затратах на привлечение кандидатов, то есть рекламные кампании. При этом выбранный кандидат может проработать не очень долго. То есть компаниям, которые занимаются доставкой, искать и отбирать кандидатов нужно на постоянной основе», — говорит Мария. Интересуются курьерскими вакансиями и те, кому, как говорится, за 30. Они также ищут дополнительный небольшой, но постоянный заработок, по каким-то причинам затрудняясь найти себя в других профессиях. Большая часть из них, как замечают эксперты, приходят в курьерство по рекомендациям друзей и знакомых.