Изначально последствия недавних событий сказались на нашей работе в виде скачка спроса. Уже тогда мы понимали, что ажиотаж на технику временный — люди спасали свои рублевые сбережения, и впереди нас ожидают снижение спроса и сложности с поставкой товаров.

В феврале и марте мы получили колоссальные продажи, но такой повышенный спрос был вызван резкой волатильностью рубля. В апреле и мае ситуация изменилась: к традиционному сезонному снижению продаж значительно упал трафик в торговых центрах, который приводит потенциальных покупателей в наши магазины.
Для нас основным последствиям стало падение покупательского спроса. Многие торговые центры адекватно оценивают ситуацию и идут нам навстречу, предоставляя скидки на аренду или арендные каникулы.

Это позволяет сохранять фирменные магазины Xiaomi открытыми даже для нескольких покупателей в день.


Кроме этого, мы столкнулись с задержками доставок из-за рубежа. Отменялись прямые авиарейсы в РФ, появились сложности с перевозками по морю и железнодорожным транспортом. Все это мы также ощутили на себе, и потребовалось некоторое время на поиск и построение новых логистических цепочек. Сейчас отгрузка и доставка в Россию налажены, она стала несколько дольше и дороже, но других ограничений мы не чувствуем.

Розничная сеть и интернет-магазин mi-shop.com не имеют значительного дефицита продукции. То есть, некоторые позиции из ассортимента выпали, но для потребителя это не заметно. Также нет ограничений со стороны Xiaomi и других производителей, чья продукция представлена на наших полках. Помимо построенных в краткие сроки новых логистических цепочек, от временного дефицита спасло и то, что с начала года товар был в достаточном объеме на складах.

Поведение потребителей
Мы отметили, что поток людей в ТЦ стал более целенаправленный — люди стали чаще приходить за конкретной покупкой, а не для приятного времяпрепровождения.

С одной стороны, это повысило общую конверсию продаж, но в абсолютных значениях оборот снизился, в среднем, на 30%.


В магазинах Xiaomi сместился спрос с бюджетных моделей смартфонов на более дорогой средний сегмент. Примечательно, что многие ритейлеры наблюдали обратную картину с представленными у них брендами. Связываем это с тем, что в наших магазинах цены росли медленнее, чем по рынку. Покупателям было выгоднее приобрести более дорогую модель, потому что разница в стоимости становилась менее значительной.
Несколько увеличилась доля онлайн-продаж в mi-shop.com, где мы продолжали развивать дополнительные сервисы и использовать все возможности увеличения конверсии.

Про параллельный импорт
Безусловно, на рынке электроники параллельный импорт сбалансирует потери от демарша многих вендоров. И вряд ли многие из них в полной мере будут препятствовать альтернативным поставкам своей продукции в нашу страну. Ведь в этом случае бренды рискуют полностью потерять годами выстроенный канал продаж и своих покупателей, а потом начинать все сначала.

То есть, продукция бренда может продолжить продаваться в торговых точках, но официально она уже не будет представлена в РФ. Часть вендоров будет поступать именно так.

И когда они смогут вернуться в Россию, то в выстроенном ими канале продаж легко заместят параллельный импорт возобновившимися официальными поставками. 


Уверен, часть из них рассчитывает вернуться на наш рынок.

И, напротив, вендоры, которые будут всячески препятствовать ввозу своих товаров в Россию, лишатся своего канала в пользу заместивших их производителей. В итоге, придется начинать работу практически с нуля.

Планы и перспективы
После ухода из России некоторых брендов освободятся интересные торговые площади. Такие помещения с высокой проходимостью мы рассматриваем как возможность для своего дальнейшего развития.
При сохранении текущего курса рубля, и в случае его дальнейшего укрепления, можно ожидать снижения цен на импортируемые товары. Это должно положительно сказаться на рынке и увеличить спрос.

«Смарт Оранж»

Компания Smart Orange является оператором омниканальной торговли. Включает сеть розничных магазинов Mi Store и HITBUY, онлайн-магазины mi-shop.com и hitbuy.com в России и странах СНГ. Smart Orange входит в состав холдинга RDC GROUP (group-rdc.com)

Smart Orange – первый официальный представитель розничной сети Xiaomi. Первый магазин Xiaomi в России в открылся в октябре 2016 года. Всего компания открыла более 70 магазинов в России и СНГ.