Оживление на рынке ювелирной розницы связано с несколькими причинами. Ретейлеры изменили ассортимент в пользу серебра и уменьшили средний вес изделия. Средний чек по рынку снизился, а число покупок выросло.
По данным «РБК Исследование рынков», за три квартала 2018 года объем розничных продаж ювелирных изделий в России вырос на 4,3% и составил 146,6 млрд рублей (в сопоставимых ценах). Самое большое падение рынка за последние 10 лет было в 2015 году, тогда он просел на 15,6% по сравнению с 2014 годом и составил 239 млрд рублей. (см. инфографику).

Рейтинг крупнейших ювелирных сетей России, (количество магазинов шт., октябрь 2018)

За последние несколько лет ювелирный розничный рынок несколько раз переживал рост цен на готовые изделия. Если в 2010-2012 годах существенный рост цен (10-24% ежегодно) на готовые изделия был вызван увеличением стоимости золота и серебра, то в 2015 году (23%) — серьезным падением курса рубля по отношению к доллару США.

Потребители переходят на серебро
«Вся розница переходит тотально на серебро. И мы перешли. У нас две трети продаж в натуральном выражении приходится теперь на серебряные украшения, на них сейчас большой спрос», — говорил в интервью MarketMedia совладелец лидирующей сети по количеству магазинов в России «585. Золотой» Алексей Феликсов.

За последние 5 лет (с 2013 по 2017 год) доля потребления золота в ювелирной промышленности упала с 32 до 11%, свидетельствуют данные Гильдии ювелиров России.

По мнению руководителя аналитической группы «РБК Исследование рынков» Сергея Хитрова, россияне пока не готовы менять свое потребительское поведение и возвращаться к докризисной модели потребления. Сегодня ценовой фактор все еще является главным при выборе большинства товаров и услуг. Так, по результатам опроса российских покупателей ювелирных изделий в 2018 году почти 68% респондентов заявили, что принимают решение о покупке исходя из цены, а более 60% опрошенных ориентируются на дизайн изделия и материал изготовления.

Банкротства продолжаются
В России продолжаются банкротства игроков рынка. По данным ФНС России, с мая 2017 года по октябрь 2018-го число компаний, работающих в ювелирной отрасли, сократилось с 18,346 тыс. почти до 16 тыс. В эту статистику включены розничные и оптовые компании, а также производство. Число компаний малого и среднего бизнеса за этот период сократилось на 13%.

По словам участников рынка, в России за последние несколько лет сошло на нет такое звено, как «чистые оптовые компании» (без собственного производства). Оптовый рынок преимущественно представлен оптовиками с производственным отделом. Увеличилось число заводов, производящих серебряные изделия.

По данным ассоциации «Гильдия ювелиров России», в ювелирной отрасли 93% субъектов предпринимательской деятельности относятся к категории микробизнеса (15 тыс.), 6% — к категории малого бизнеса (1 тыс.), 1% — к категории среднего и крупного бизнеса (50).

Объем рынка ювелирных изделий России, (млрд рублей)

70% рынка ювелирных изделий из золота (24 тонны в чистоте) и 60% рынка ювелирных изделий из серебра (77 тонн в чистоте) контролируют 50 ювелирных компаний крупного и среднего бизнеса. Оставшиеся 30% рынка изделий из золота (11 тонн в чистоте) и 40% рынка изделий из серебра (56 тонн в чистоте) контролируют 16 тыс. субъектов малого и микробизнеса.

Угроза рынка
Государство продолжает ужесточать контроль за ювелирной отраслью, так как уверено, что значительная часть рынка находится в тени. Например, по данным агентства Rough&Polished, регулятор рынка Минфин с подачи силовых ведомств уверен, что доля нелегального оборота камней доходит до 98% и составляет 49 млрд рублей, доля теневого оборота на рынке ювелирных изделий оценивается в 50-60%.

«Мы — отраслевые эксперты — оцениваем ее в 8%, максимум в 10%, но поручения на самом высоком уровне формируются, исходя никак не из нашей точки зрения», — считает Александр Шабуркин, генеральный директор аналитического агентства Rough&Polished.

Среди планируемых ужесточений:
— снятие ограничений по количеству и частоте проверок ювелирных компаний, относящихся к малому бизнесу;
— отмена специальных режимов налогообложения (УСН и ЕНВД) в отношении компаний, относящихся к микробизнесу (именно эти компании имеют право на использование такого режима);
— усиление уголовной ответственности за преступления в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, а также экспортно-импортных операций;
— введение лицензирования отдельных видов деятельности;
— внедрение маркировки и контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Участники рынка считают, что отмена специального режима налогообложения в ювелирной отрасли загонит микробизнес в угол: часть предприятий закроются, а часть уйдут в теневой оборот. Оставшиеся в легальном правовом поле будут вынуждены увеличить цены на ювелирные изделия на 12-15% минимум.

По оценке ассоциации «Гильдия ювелиров России», доля малого бизнеса на рынке в итоге уменьшится с нынешних 30-40% до 10-15%. В первую очередь это будет соответствовать интересам крупных сетевых компаний. Уход с рынка мелкой сетевой розницы изменит условия допуска продукции на прилавки крупных сетей для всех участников рынка.

Эластичность платежеспособного спроса потребителей ювелирных изделий уже давно исчерпана, а цены на изделия сегодня превышают потолок платежной способности. Дальнейшее увеличение цен грозит обрушением продаж на величину, в 2 раза превышающую рост цен. 

Большинство производителей уже вынуждены работать с нулевой, а часто и с отрицательной рентабельностью. Многие магазины жалуются даже не на отсутствие покупателей, а на отсутствие посетителей. Рынок находится в таком состоянии, что отмена права применения специального режима налогообложения для 15 тыс. субъектов грозит потерей работы десяткам тысяч сотрудников. Расчет на то, что рост поступлений НДС от ювелирной отрасли перекроет возмещение из бюджета по другим сегментам рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, не имеет никаких оснований. Загубить отрасль можно, а вот наполнить бюджет — вряд ли.

*Из доклада на заседании в Минпромторге 20.11.2018. 




1.     «585. Золотой». Компания вышла из холдинга «585», основанного в 2000 году петербургским предпринимателем Александром Смирновым. В 2006 году партнерами Смирнова стали петербургские бизнесмены Антон Петров и Алексей Феликсов. В 2011 году трое совладельцев разделили бизнес: Александр Смирнов стал развивать сеть под брендом «585. Gold», а Антон Петров с Алексеем Феликсовым — под брендом «585. Золотой». По оценкам экспертов, оборот «585. Золотой» в 2017 году превысил 30 млрд рублей с учетом франчайзинга.

2.     SUNLIGHT. Входит в московскую ГК «Оникс», основанную в 2000 году. Изначально компания работала как дистрибьютор российских и зарубежных производителей украшений, а в 2005 году совладельцы ГК «Оникс» основали собственный ювелирный бренд Sunlight. Первый магазин под этой вывеской появился в 2009 году. Это первый российский ретейлер, который стал работать в формате гипермаркета. Выручка сети в 2017 году составила почти 9 млрд рублей. 

3.      Pandora. Основана известным предпринимателем, экс-владельцем группы «Связной» Максимом Ноготковым в 2010 году. После банкротства бизнесмена его активы ушли за долги. В частности, сеть Pandora забрал Сбербанк. Сообщений о перепродаже этого актива не было. Выручка сети в 2017 году — 6,4 млрд рублей.

4.      «585. Gold». Петербургская компания основана в 2000 году предпринимателем Александром Смирновым. Выручка сети в 2017 году, по оценке «РБК Исследование рынков», — 3,1 млрд рублей.

5.      Московский ювелирный завод. МЮЗ основан в 1993 году. Компания принадлежит кипрскому офшору Conpello limited. Выручка завода в 2017 году составила 9,5 млрд рублей, чистая прибыль — 1 млрд рублей. МЮЗ — правообладатель 42 товарных знаков, из последних, зарегистрированных в октябре-ноябре 2018 года, — «Брызги шампанского», «Отражение небес», TANGO NIGHT и другие.

6.       «Адамас». Завод основан в 1993 году. Первый ювелирный магазин открыт в Сочи в 1994 году. В отношении оператора сети ООО «Адамас-ювелир» в 2015 году была начата процедура банкротства по иску банка «Открытие», как и по ряду других юрлиц холдинга «Адамас». Решением арбитражного суда г. Москвы 11 мая 2017 года ООО «Адамас-ювелир» признано банкротом. В реестр требований кредиторов должника включены требования в общем размере 28,4 млрд рублей. Конкурсная масса должника (все его имущество) сформирована в размере 4,2 млрд рублей. Из нее частично погашена задолженность кредиторам второй очереди в сумме 0,74 млрд рублей и третьей очереди в размере 1,171 млрд рублей. В июле этого года Московский арбитражный суд постановил завершить конкурсное производство, а требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считать погашенными. Выручка сети (ООО «Адамас-Ювелирторг») в 2017 году составила 4,8 млрд рублей, по данным СПАРК. Это юрлицо находится в стадии ликвидации.  

7.      «Алмаз-холдинг». Компания основана в 1993 году. Продукцию для сети, состоящей преимущественно из франчайзинговых магазинов, производит «Красносельский Ювелирпром». Этот завод, основанный в 1919 году, находится в ювелирной столице — поселке Красное-на-Волге Костромской области.

8.      «Красно золото». Сеть принадлежит ювелирному производителю «Красно золото», созданному в 2011 году в поселке Красное-на-Волге Костромской области. Первый магазин сети был открыт в 2016 году. Компания принадлежит
Евгению Дмитриеву. Выручка в 2017 году — 45,8 млн рублей, а чистая прибыль — 1,6 млн рублей, по данным СПАРК

9.      «Наше золото». Компания была основана в 1999 году в Самарской области. Сеть насчитывает 119 магазинов в России.

10. «Линия любви». Сеть принадлежит Надежде Рыженко, которая работает как ИП, зарегистрированное в 2015 году в Костромской области. По оценке «РБК Исследование рынков», выручка сети в 2017 году составила 2,8 млрд рублей.