За пределами Центрального административного округа стрит-ретейл пополняется, в основном, за счет площадей в новостройках, а в его границах — за счет реконструкции старых объектов. Средняя площадь помещений, предлагаемых в аренду, за весь прошлый год уменьшилась и составила 196,6 м2 против 199,4 м2 в 2017 году.

Уменьшение формата позволяет ретейлеру заходить в большее количество объектов. Кроме того, в построенных зданиях появляется все больше помещений небольших размеров. Девелоперы изначально проектируют их такими в надежде на ускорение возврата вложений. Особенно это характерно для объектов, расположенных в центре города.




Общий объем вакантных мест в торговых помещениях стрит-ретейла Москвы по итогам прошлого года уменьшился на 2,7% и составил 6,5%, что соответствует 37,4 тыс. м2 (это сопоставимо с размером одного крупного торгового центра).

Максимальное снижение вакантных площадей исследователи зафиксировали на Садовом кольце – на 4,9%. Доля свободных помещений в стрит-ретейле там составляет 11,9% против 16,8% в 2017 году. А на пешеходных улицах внутри Садового кольца доля свободных площадей в сегменте сократилась на 3,8% до 2,1%.

«Прямой зависимости между сокращением доли вакантных площадей и проведением чемпионатом мира по футболу 2018 года не выявлено, поскольку мундиаль — это событие, имеющее краткосрочный характер. Из-за него, как правило, растет товарооборот в заведениях общественного питания, аптеках и продуктовых магазинах», — говорят эксперты Knight Frank.

Что касается арендных ставок в стрит-ретейле, то по итогам года самые высокие из них были зафиксированы в Столешниковом переулке и на улицах Кузнецкий мост, Никольская и Тверская. А минимальный размер ставок не изменился и составил 30 тыс. рублей за 1 м2 в год (проспект Мира, Садовое кольцо). Снизились ставки на Тверской (с 60 тыс. рублей до 45 тыс. рублей за «квадрат»), Новом Арбате (с 60 тыс. рублей до 40 тыс. рублей), на Мясницкой (с 55 тыс. рублей до 45 тыс. рублей). Динамика связана, с одной стороны, с сокращением свободных площадей на перечисленных улицах, с другой — с активным спросом со стороны арендаторов, работающих в среднем и низком ценовых сегментах.

Среди арендаторов на основных торговых улицах Москвы лидирует общепит с долей 40,8%, fashion-операторы занимают долю в 8,3%, офисы банков – 8,1%, сервисные операторы – 7,3%, продуктовые магазины – 5,9%.

«План властей Москвы по созданию комфортной городской среды для пешеходов окажет серьезное влияние на рост пешеходных потоков в столице и на развитие стрит-ретейла. Ожидаемый прирост трафика на обновляемых улицах может доходить до 10% в год. По этой причине доля операторов общественного питания в формате стрит-ретейла может вырасти на 5-7%, а fashion-операторы будут постепенно сокращать свое присутствие. Свободные площади на основных транспортных магистралях постепенно будут сокращаться. Их займут операторы, ориентированные на потребителей, проживающих в шаговой доступности, – продуктовая розница, банки и сервисные компании», — прогнозирует директор направления стрит-ретейла Knight Frank Виктория Камлюк.

О тенденциях на рынке стрит-ретейла Петербурга в 2018 году можно прочитать здесь