Десятка крупнейших классических аптечных сетей по числу торговых точек в России по итогам первого квартала 2018 года суммарно насчитывала более 11 тысяч аптек. Всего же в стране работает более двух тысяч сетей, на долю которых приходится 81,2% российского розничного рынка лекарственных препаратов в 2017 году в денежном выражении, подсчитала аналитическая компания RNC Pharma.
1. Ригла
Ближайшие годы крупнейшие игроки будут развиваться за счет покупки небольших региональных сетей, так как эпоха органического роста давно закончилась, заявляли на отраслевых мероприятиях топ-менеджеры аптечных сетей. В ближайшие годы число сетей значительно сократится.
Консолидация
Один из трендов аптечного ретейла – процесс консолидации рынка, который не прекращается уже несколько лет. Более того, последние два года он очень активизировался. В прошлом году в России было совершено около 50 сделок. «Интересно здесь даже не то, сколько проходит сделок, а то, что на продажу были выставлены вполне крупные и вполне успешные компании, и это было удивительно. Например, сети «Самсон-Фарма» или «Казанские аптеки», — говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов, подчеркивая, что ранее наиболее крупные сделки происходили в отношении компаний, находящихся в сложной финансовой ситуации. Например, «Радуга» сменила собственника из-за плохого финансового состояния материнской «Росты».
В настоящее время многие активы продаются скорее потому, что их владельцы не видят перспектив развития рынка: высокая конкуренция, сокращающаяся доходность бизнеса, падение покупательной способности. Сейчас наблюдается низкий спрос на лекарственные препараты и сопутствующую продукцию.
Федеральные сети, скупившие за последние несколько лет много региональных игроков, говорят о том, что органически развиваться уже невозможно и в этом году они продолжат покупать небольшие сети или одиночные аптеки ради локации.
Альянсы
Если взять пятерку лидеров, то в ней четыре московские сети и одна пермская. В топ-10 не учитывались региональные сети аптек, объединившиеся в альянсы и союзы, а также интернет-аптеки. Но если анализировать и альянсы, то крупнейшей является московская Ассоциация независимых аптек (АСНА), объединившая более 8 тысяч торговых точек в России вплоть до Камчатки. По итогам этого года ассоциация намерена вырасти до 14 тысяч аптек.
На втором месте по числу объединившихся локальных игроков идет самарская сеть «Имплозия» (более 3,4 тыс. точек), у которой более 60% аптек либо партнерские (подключаются к ПО «Имплозии ради закупок»), либо франшизные.
Третье место занимает новосибирская сеть «Мелодия здоровья» (1,8 тыс.), у которой тоже более 50% точек приходится на партнерские.
Пик объединений локальных игроков в союзы или альянсы пришелся на 2017 год. Это позволяет сетям иметь более низкие закупочные цены и консолидировать заказы производителей на маркетинговые услуги (производители платят сетям за продвижение своей продукции).
Несмотря на то, что работа над резонансным законопроектом, разрешающим продажу безрецептурных лекарств в продуктовом ретейле, прекращена (а это была большая угроза для фармрынка, представители сетей говорили, что в случае принятия этого закона вынуждены будут закрыть до половины своих точек из-за близкого соседства с продуктовыми магазинами), ситуация в аптечном ретейле крайне сложная. «Скорее всего в ближайшие годы небольшие игроки окажутся в крайне невыгодных условиях, локальным компаниям будет сложно конкурировать за маркетинговые бюджеты с лидерами рынка. В отрасли произойдёт череда банкротств мелких и средних компаний, и на рынке M&A возникнет избыток предложений. Так что сейчас можно выйти из бизнеса пока ещё на не плохих условиях», - считает Николай Беспалов.
Первое место в Топ-10 крупнейших классических фармацевтических сетей занимает «Ригла», входящая в ГК «Протек». Сеть насчитывает более, чем 2,1 тысяч аптек в 50 регионах России. У этой компании, кроме основного бренда «Ригла», аптеки работают еще под 12 вывесками, среди которых «Живика», «Аптеки 03», «Югорский лекарь» и др. Ее доля на розничном рынке лекарственных препаратов 5,6% в рублях. «Ригла», скупившая за последние годы много региональных активов, среди которых коломенская «ДОМфарма», екатеринбургская «Аптека Сити», псковская «Аптеки 003», костромская «Панацея», теперь объявила новую бизнес-стратегию, направленную, прежде всего, на органический рост сети и наращивание выручки с опережением темпов роста фармрынка, сообщил генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.
2. Эркафарм
На 1 апреля 2018 год управляла более, чем 1,2 тыс. аптеками в 8 федеральных округах России под разными брендами, среди которых «Доктор Столетов», «Озерки», «Хорошая аптека», «Народная аптека», «Аптека №1», «Радуга», «Первая помощь», «Ладушка» и др. Аптеки работают в различных форматах – от дискаунтеров до фармамаркетов. В этом году компания планирует развивать новый для себя формат дрогери под брендом «Озерки» в низком ценовом сегменте. Первые магазины будут открыты в Петербурге и Ленобласти, а затем в Москве, Новосибирске и Краснодаре. Доля компании на розничном рынке лекарственных препаратов составила 4,6%.
3. Аптечная сеть 36,6
Группа компаний «Аптечная сеть 36,6» основана в 1991 году. Компания управляет сетями под вывесками «36,6», «Горздрав» и A.v.e., общее число которых превысило 1470 точек. Доля компании на розничном рынке лекарственных препаратов составила 4,4%.
4. Планета здоровья
На четвертом месте в рейтинге крупнейших аптек по числу точек — пермская «Планета здоровья», насчитывающая более 1,4 тыс. аптек, в том числе под брендом «Страна детства», в 50 городах России. В Пермском крае сеть является лидером и занимает более 60% розничного рынка, подсчитали в RNC Pharma. Доля компании на розничном рынке лекарственных препаратов составила 3,2%.
5. Нео-Фарм
Московская группа компаний «Нео-Фарм» развивает сети «Неофарм» и «Столички», работающие в отличных друг от друга ценовых сегментах. На фоне четырех предыдущих фармкомпаний у нее гораздо меньше аптечных точек – всего 469. Однако компания развивает более крупные форматы, в отличие от конкурентов, - гипермаркеты и супермаркеты. Ее доля на российском рынке лекарственных препаратов оценивается в 3,1%.
6. Фармленд
Шестое место в рейтинге занимает башкирская «Фармленд», работающая с 1997 года. Она насчитывает более тысячи аптек в России разных форматов (аптечные центры, социальные аптеки, центры здоровья и красоты), а также имеет салоны оптики, ортопедические салоны и Центр слуха. Доля компании на российском рынке лекарственных препаратов составила 2,1%.
7. Апрель
Краснодарская сеть аптек «Апрель» насчитывала на конец первого квартала этого года 891 аптеку. Ее доля достигла 1,9%. Также, как и крупнейшие федеральные сети, краснодарский аптечный ретейл тоже развивается за счет покупки локальных сетей. Так, весной этого года «Апрель» объявил о покупке крупнейшей татарской сети «Казанских аптек» (112 точек). В 2017 году «Апрель» присматривался к ижевской сети «Фармакон&Клюква» (117 точек), но в середине года ее
взял в управление «Фармаимпекс», сообщал ранее журнал
Vademecum.
8. Аптека-Таймер
Пермская сеть «Аптека-Таймер» по итогам первого квартала насчитывала 673 точки с долей 1,8% на рынке лекарственных препаратов.
9. Фармаимпекс
Ижевская сеть «Фармаимпекс» создана в 1994 году, изначально компания занималась оптовыми поставками, сотрудничая в основном с больницами. Первая аптека открылась в Удмуртии в 1998 году. На конец первого квартала 2018 года сеть насчитывала 729 аптек, а ее доля в России на розничном рынке лекарственных препаратов составила 1,6%.
10. Вита
Самарская фармкомпания «Вита» управляет почти тысячью аптеками. Компания развивает два бренда: «Вита Экспресс» и «Моя аптека низких цен». Консолидированная доля на рынке лекарственных препаратов достигла 1,4%.
Главная → Рейтинг → Материалы
→