В местном торговом центре Alma в Ренне уже второй канун Рождества подряд на их импровизированной ярмарке я вижу одного и того же торговца мясной гастрономии. Пока я, решив воспользоваться суперпредложением «4 палки колбасы за 10 евро», начинаю мучительно выбирать их из имеющихся 20 видов, он в своей обычной манере накидывает мне сверху еще балыка и всего прочего на 20 евро. Он чрезвычайно убедителен: «Если бы я торговал плохим товаром, люди бы не ждали меня целый год и не приходили бы специально, зная, что я буду тут стоять». Продавцов шоколада я сразу обхожу за несколько метров, риск слишком велик.

Формат pop-up и так переживает настоящий бум и во Франции, и в Европе в целом, а под Рождество количество таких магазинов и вовсе вырастает в разы. Про него много пишут как про новое слово в торговле, но по факту это явление в том или ином виде существовало, начиная еще с бродячих торговцев. Рынок всегда искал формат, который требовал бы минимума инвестиций. А во времена роста крупноформатной торговли и онлайна стало не хватать еще и живого общения с клиентом.

Если все предыдущие тренды были направлены на то, чтобы расширять пространство и ассортимент магазина, то pop-up действует наоборот — он ограничен не только и в том и в другом, но еще и по времени. Именно поэтому в нем должно концентрироваться лучшее.

Выход к покупателю
Открывают «эфемерные» магазины уже все кому не лень. Если еще несколько лет назад речь шла больше о неком модном тренде от брендов класса lux (вроде Louis Vuitton, который открывал свои знаменитые временные бутики в виде чемоданов в том числе и в Москве), то сегодня это становится уже почти обязательным каналом. За последний год свои pop-up успели открыть, например, Zalando, один из крупнейших европейских онлайн-магазинов одежды (Zalan в Берлине), Carrefour (Act for food factory в Брюсселе) и пр.

#MEDIALIB_COLLECT_210#

Что касается Франции, то это Рождество, несомненно, побьет рекорд по «эфемерным» магазинам. Новости об их открытии, гиды, календари просто заполоняют прессу. К примеру, журнал Marie Claire Maison выпустил свой рэнкинг лучших эфемерных магазинов товаров для дома в Париже, где можно купить рождественские подарки.

Точное количество праздничных pop-up-точек во Франции подсчитать пока невозможно, но уже ясно, что в этом году их будет в несколько раз больше, чем в прошлом. Концепт, площадь, сроки открытия разнятся (от 3 дней до нескольких месяцев). К примеру, один из крупнейших торговых центров Ниццы NiceEtoile открыл свой первый Pop-Up Etoile, который проработает аж до марта, специально, чтобы «поддержать молодые местные бренды».

Действуя совместно с местной ассоциацией малого бизнеса, Pop-Up Etoile отобрал «лучшее из того, что вписывается в его концепцию». Свои pop-up только на праздничный период открывают отели — к примеру, Villa Rosa, Le Pigalle. Всего на 3 дня запустила pop-up-магазин марка Prescription Lab, занимающаяся торговлей косметическими наборами по подписке. А одежный бренд Celio решил быть особенно оригинальным и пустил по Парижу свой брендовый автобус с расписанием стоянок.

В стороне не остался и Amazon, открыв свой первый Maison de Noël в центре Парижа в двух шагах от станции Chatelet. 350 м2 площади, традиционное рождественское оформление и места для проведения мастер-классов. В ассортименте было около 300 позиций от самых крупных брендов (Lego, Garmin, Sony, Xbox One…) до товаров мелких предпринимателей — с миру по нитке. Касс нет, оплата только в онлайне. Открытие было приурочено к «черной пятнице», и магазин проработал только до 2 декабря. Но выручка и не была основной целью проекта. Для гиганта было важно показаться покупателям лицом, познакомить их с новыми товарами и трендами. Ты не просто торгуешь — ты создаешь событие.

Pop-Рождество
В отличие от всех крупных брендов, для малого бизнеса временная торговля в Рождество, включая моего предприимчивого торговца колбасой, — это как раз способ заработать в период всплеска потребления. А для начинающего предпринимателя — еще и хороший способ протестировать ассортимент. Продают подарки, hand-made, шоколад, сумки, украшения.

Рождественские ярмарки никуда не делись, но в небольших городах они представляют собой не такое уж величественное зрелище. Поэтому в последнее время торговцы действительно все чаще оккупируют залы торговых центров, которые сдают им места, оформленные в стилистике новогодних рынков. За пределами Парижа 4-5 недель аренды одного места на ярмарке обходятся примерно в 2 тыс. евро, в торговом центре — в 3 тыс. евро. Однако в помещении тепло, покупательский поток не меньше, а по будням даже больше, можно открывать по несколько точек сразу.

Из-за того, что pop-up интересен практически всем, все чаще звучат предположения, что это чуть ли не будущее офлайн-торговли и к тому же может решить проблему оттока торговли из центров городов, с которым сегодня сталкивается Франция. Но судить об этом можно будет уже после праздничного сезона, когда магазины, начав убирать свои стойки, с 26 декабря будут думать, что делать дальше.