Последние три года в границах МКАД закрылось 609 продуктовых точек в стрит-ретейле, а открылось 2009 точек. Таким образом, на данный момент в столице функционирует 4514 магазинов сетевых ретейлеров, сообщили эксперты Knight Frank.

За три года свое существование прекратили 12 сетевых брендов, в том числе «Седьмой континент», самый крупный по количеству торговых точек (122 магазина), ушел с рынка розницы из-за желания основного акционера сконцентрироваться на активах в недвижимости. Еще 7 сетевых брендов значительно сократили свое присутствие, и больше всех — «Перекресток Экспресс» (с 197 до 129 торговых точек). Сеть развивалась по франшизе (первый опыт для X5 Retail в таком формате), но приносила группе менее 1% всей выручки. Сначала сеть пытались продать, но не найдя покупателя, провели ее оптимизацию и переформатирование под другие бренды, поясняют в Knight Frank.



Семеро смелых
За те же три года на рынок вышли 7 новых игроков. Особенно значительный рост продемонстрировал продуктовый ретейл формата healthy food и «фермерские продукты»: он нарастил свое присутствие почти в 3,5 раза (с 209 до 714 торговых точек). При этом в данном формате на рынок вышло три новых бренда — LavkaLavka (семь торговых точек), «Фреш Маркет 77» (шесть торговых точек, и три — готовятся к открытию), а также «Ближние горки» (шесть торговых точек). И ни один бренд в этом сегменте не закрылся, что эксперты связывают с развитием тренда на здоровый образ жизни. Всего на текущий момент в Москве представлено 7 сетевых брендов здорового питания или 714 магазинов, что составляет 16% от общего объема торговых точек продуктового ретейла.
   
Самый крупный представитель данного сегмента — сеть «ВкусВилл» за три года увеличила число магазинов почти в 10 раз (с 51 до 480 точек). Это самый мощный рост в сегменте продуктового ретейла среди всех игроков. Средняя площадь магазинов сети варьируется от 100 до 250 м2. Эксперты Knight Frank отмечают, что стратегия развития сети «ВкусВилл» на 2019 год, очевидно, будет акцентирована на выход в другие регионы. Сегодня помимо столицы у компании открыты пять торговых точек в Петербурге. Но чтобы экспансия была рентабельной, ретейлеру, по словам экспертов, нужно открыть около 100 объектов. Сеть рассматривает два формата размещения: в стрит-ретейле и в ТРЦ, но поскольку площадь магазина не превышает 300 м2, то для средних и крупных ТРЦ такой арендатор не будет трафикообразующим. Хотя примеры размещения «ВкусВилла» на площадях концептуальных ТРЦ вместе с якорным гипермаркетом уже есть. Например, так организована работа сети в ТЦ «Водный» и ТРЦ «Авиапарк», говорят эксперты Knight Frank.

Они продолжают расти  
Количество супермаркетов и мини–маркетов в стандартном формате за 3 года в Москве увеличилось в 1,7 раза (с 2296 до 3800 торговых точек). Лидером по количеству магазинов в этом сегменте стала сеть «Магнит у дома» (рост почти в 7 раз, до 1200 магазинов). Далее по темпам прироста следует сеть «Дикси» с ростом почти 2,5 раза — с 295 до 676 магазинов. Замыкает тройку лидеров «Пятерочка» с ростом в 1,6 раз с 474 до 800 магазинов (вторая по численности магазинов сеть в Москве). Кроме того, сеть «Перекресток» за 3 года выросла в 1,4 раз с 115 магазинов до 164.

«Темпы развития розничных сетей будут зависеть от многих факторов: это и восстановление покупательского спроса, и политические ограничения (сейчас обсуждается проект увеличения предельной доли ретейлера в регионах с 25% до 30-35%), и продление экономического эмбарго. Большинство ретейлеров акцентируют внимание на развитии онлайн продаж и обеспечении доставки продуктов, а также, следуя за изменившейся моделью покупательского поведения, на форматах у дома, что как раз и будет способствовать росту их доли в стрит-ретейле», — говорит директор направления стрит-ретейла Knight Frank Виктория Камлюк.