Специалист по маркетингу в социальных сетях (эсэмэмщик — от англ. Social Media Marketing, SMM) профессия молодая. «В университетах преподают маркетинг и другие смежные дисциплины, но готовых SMM-специалистов, таргетологов и т.п. не выпускают. Хотя сейчас очень много дополнительных курсов, тренингов, онлайн-обучения по SMM, где можно получить хорошие знания. Поэтому особенность этого рынка труда в том, что профессионалов здесь пока немного», — говорит Наталья Попова, IT-рекрутер, сооснователь компании «IT-перспектива».
Трудность поиска SMM-специалиста в том, что рынку нужны универсальные солдаты, которые умеют делать все: писать тексты, рисовать картинки, снимать и монтировать видео, настраивать рекламу, работать с аналитикой, вести переговоры с блогерами и лидерами мнений. И некоторые работодатели готовы платить таким специалистам в Петербурге 50 тыс.рублей в месяц. Правда в том, что одно у такого специалиста будет получаться действительно хорошо, другое — не очень. Результат может быть разным и зависит часто от везения. Редко работодатель, далекий от сферы SMM, понимает за полчаса собеседования, как отличить хорошего специалиста от отличного или плохого. Это как подбросить монетку: такая же вероятность выиграть. При этом успешный фрилансер, который ведет сразу несколько проектов, и фокусируется на одной нише или одной специализации, будет зарабатывать больше.
Новичкам в профессии в России нужно ориентироваться на уровень оплаты, стартующий с 150-300 рублей в час. SMM-специалист без опыта и без портфолио может рассчитывать на 3-10 тыс. рублей. в месяц за ведение 1 проекта. Имея за спиной успешные проекты, набравшись опыта, можно говорить с заказчиками о гонораре от 10-35 тыс. рублей в месяц.
В Европе люди стоят дороже, специалисты обязательно платят налоги, покупают лицензии на совершение предпринимательской деятельности. Думаю, разница может составлять несколько раз, детально этот рынок мы не анализировали.
При этом спрос на эсэмэмщиков растет год от года по мере того, как компании понимают, что их настоящие и потенциальные клиенты находятся в основном в социальных сетях. Так, за последний год, по данным hh.ru, количество вакансий для SMM-менеджеров в России увеличилось на 64%. На долю компаний розничной торговли пришлось 14% предложений. Впрочем, Оксана Севрюкова, руководитель практики Digital рекрутинговой компании Marksman, замечает, что открытый поиск хорошего эсэмэмщика имеет ряд трудностей, и не только из-за того, что профессия молодая. «В отличие от PR-специалистов или маркетологов, SMM-специалисты не очень часто публикуют информацию о себе и в основном сидят в специализированных группах в соцсетях, куда так просто не попасть, — поясняет она. — Можно даже сказать, что они в меньшей степени открыты, чем ИТ-специалисты. Переходы SMM-специалистов в основном осуществляются за счет рекомендаций внутри индустрии. Но также важно отметить, что рекомендовать незнакомому человеку достойного SMM-специалиста мало кто будет. Конечно, в открытых источниках можно найти много кандидатов, которые находятся в поиске работы, но в большей степени это будут специалисты не очень высокого уровня. Есть вероятность того, что нужно будет долго отделять зерна от плевел в поиске релевантного сотрудника». Действительно, сегодня кандидатов намного больше, чем самих вакансий, подтверждает Ирина Жильникова, представитель HeadHunter по Северо-Западу. «Так, на одну вакансию в октябре претендовали в среднем семь специалистов, что свидетельствует об умеренном уровне конкуренции в пользу работодателей. Нормой на рынке труда считается показатель, равный пяти-шести резюме на вакансию», — поясняет эксперт.
Если описать портрет среднестатического кандидата на должность эсэмэмщика, то это будет молодая, от 22 до 35 лет (68% кандидатов), женщина (68% резюме по данным hh.ru, и 63% — по данным superjob), с высшим образованием (92% по данным hh.ru, и 80% — по данным superjob), с опытом работы в отрасли от 1 года до 6 лет (53% по данным hh.ru) и в среднем отработавшая 1,8 года на последнем месте работы, по данным superjob. Если говорить о других кандидатах, то возраст чуть больше четверти соискателей, по данным hh.ru, еще не достиг 22 лет. И еще 5%, самая малочисленная возрастная группа, кандидатов находятся в возрастной категории 36-45 лет. Треть кандидатов имеют опыт работы свыше 6 лет. 3% соискателей, отвечая на вопрос об образовании, отметили, что пока окончили только школу.
Крупная зависимость
Доход эсэмэмщиков формируется по-разному. «В агентствах обычные специалисты в большинстве своем получают только оклад, изредка могут быть премии по определенным проектам, но это исключение, — поясняет Оксана Севрюкова. — На стороне клиента — это обычно классическая история: оклад + квартальная/годовая премия, в зависимости от того, что предусмотрено в компании». Бонусы по результатам работы, по словам Ирины Жильниковой, зависят от конкретных показателей. Например, от количества людей, пополнивших ряды подписчиков группы/страницы/канала, до лидов, приведших посетителей на сайт, их качества, количества продаж за вычетом денег, вложенных в рекламу. «Увязывать размер финансового вознаграждения с KPI в этой сфере — весьма распространенная практика, учитывая, что оценка работы SMM-менеджера весьма прозрачна, главное — заранее определить цели и задачи», — говорит Ирина. Наталья Попова замечает, что, как правило, должность в штате предлагают эсэмэмщикам крупные работодатели, небольшие компании предпочитают работать с фрилансерами или с рекламными и SMM-агентствами.
Средняя зарплата эсэмэмщика в целом по стране, по данным hh.ru, составляет 37,5 тыс. рублей в месяц. По оценке Superjob, в Москве и Петербурге доход специалистов со стажем может достигать 80-100 тыс. рублей в месяц. Оксана Севрюкова замечает, что те, кто работает в компаниях, обычно получают больше, чем их коллеги в специализированных агентствах. «Но существует одна особенность, которая часто не позволяет сотрудникам осуществлять переход из агентства на сторону клиента, — интригует Оксана Севрюкова. — В агентствах сотрудники работают на разных участках, и понятие SMM-специалист здесь может разделяться на разные должности, к примеру контент-менеджер, специалист по продвижению, дизайнер и т.д. Тем временем в компаниях зачастую этот функционал может достаться одному человеку, занимающему должность SMM-специалиста. Поэтому и бывает сложно перейти сотруднику на сторону клиента — у него просто не хватает дополнительных навыков, чтобы претендовать на вакансию. Так что в таком переходе многое зависит от нового работодателя, готов ли он пойти на сужение функционала или может дать время кандидату из агентства на обучение и погружение».
По мнению Оксаны Севрюковой, на уровень дохода эсэмэмщика больше влияет размер компании, чем напрямую ее принадлежность к той или иной отрасли. «Наверное, торговлю/общепит и т.д. для SMM-специалистов можно сравнить с массовым подбором для рекрутмента, так как обычно это стандартная история продвижения/создания контента и т.д., тут много компаний совершенно разного масштаба (от небольшого магазинчика в Instagram до большого e-commerce-проекта), и SMM-специалисты часто воспринимают эти отрасли как не очень интересные/перспективные. Доход в этом направлении тоже может быть ниже, так как компаний много, SMM-специалистов, готовых браться за эту нишу, хватает, потому как вход в профессию здесь невысокий, компании немного ожидают от такого рода сотрудников».
На все руки мастер
Обычно от эсэмэмщика требуется, по словам Натальи Поповой, знание отраслевого рынка и трендов digital-маркетинга, умение работать со сложными проектами, навык создания уникального контента. Судя по описаниям вакансий, например, на superjob, работодатель хочет, чтобы эсэмэмщик занимался разработкой и реализацией стратегии присутствия компании в социальных сетях, создавал, вел и развивал группы, сообщества, сам писал либо искал и размещал в них интересный контент, вел рекламные кампании в соцсетях, привлекал аудиторию, расширял ее и всегда был с ней на связи, составлял контент-планы, отслеживал эффективность затрат, изучал и анализировал конкурентную среду, составлял отчеты.
Ирина Жильникова замечает, что, так как пока профессия молодая, работодатели подчас по-разному понимают функционал SMM-специалиста. Одни, размещая вакансию, описывают копирайтера, другие — таргетолога и менеджера по директ-маркетингу в одном лице, третьим нужен человек, знающий принципы работы в социальных сетях, владеющий информацией и отвечающий за реализацию общей стратегии продвижения компании в социальных медиа. «С одной стороны, SMM — это очень популярная профессия среди молодых специалистов, с другой — зачастую пул обязанностей на этой позиции очень размыт, да и требования к соискателям меняются очень быстро, как меняются и сами социальные сети», — говорит Ирина Жильникова.
Комментарий
Главная → Аналитика → Материалы
→