Специалист по маркетингу в социальных сетях (эсэмэмщик — от англ. Social Media Marketing, SMM) профессия молодая. «В университетах преподают маркетинг и другие смежные дисциплины, но готовых SMM-специалистов, таргетологов и т.п. не выпускают. Хотя сейчас очень много дополнительных курсов, тренингов, онлайн-обучения по SMM, где можно получить хорошие знания. Поэтому особенность этого рынка труда в том, что профессионалов здесь пока немного», — говорит Наталья Попова, IT-рекрутер, сооснователь компании «IT-перспектива».

При этом спрос на эсэмэмщиков растет год от года по мере того, как компании понимают, что их настоящие и потенциальные клиенты находятся в основном в социальных сетях. Так, за последний год, по данным hh.ru, количество вакансий для SMM-менеджеров в России увеличилось на 64%. На долю компаний розничной торговли пришлось 14% предложений. Впрочем, Оксана Севрюкова, руководитель практики Digital рекрутинговой компании Marksman, замечает, что открытый поиск хорошего эсэмэмщика имеет ряд трудностей, и не только из-за того, что профессия молодая. «В отличие от PR-специалистов или маркетологов, SMM-специалисты не очень часто публикуют информацию о себе и в основном сидят в специализированных группах в соцсетях, куда так просто не попасть, — поясняет она. — Можно даже сказать, что они в меньшей степени открыты, чем ИТ-специалисты. Переходы SMM-специалистов в основном осуществляются за счет рекомендаций внутри индустрии. Но также важно отметить, что рекомендовать незнакомому человеку достойного SMM-специалиста мало кто будет. Конечно, в открытых источниках можно найти много кандидатов, которые находятся в поиске работы, но в большей степени это будут специалисты не очень высокого уровня. Есть вероятность того, что нужно будет долго отделять зерна от плевел в поиске релевантного сотрудника». Действительно, сегодня кандидатов намного больше, чем самих вакансий, подтверждает Ирина Жильникова, представитель HeadHunter по Северо-Западу. «Так, на одну вакансию в октябре претендовали в среднем семь специалистов, что свидетельствует об умеренном уровне конкуренции в пользу работодателей. Нормой на рынке труда считается показатель, равный пяти-шести резюме на вакансию», — поясняет эксперт.



Если описать портрет среднестатического кандидата на должность эсэмэмщика, то это будет молодая, от 22 до 35 лет (68% кандидатов), женщина (68% резюме по данным hh.ru, и 63% — по данным superjob), с высшим образованием (92% по данным hh.ru, и 80% — по данным superjob), с опытом работы в отрасли от 1 года до 6 лет (53% по данным hh.ru) и в среднем отработавшая 1,8 года на последнем месте работы, по данным superjob. Если говорить о других кандидатах, то возраст чуть больше четверти соискателей, по данным hh.ru, еще не достиг 22 лет. И еще 5%, самая малочисленная возрастная группа, кандидатов находятся в возрастной категории 36-45 лет. Треть кандидатов имеют опыт работы свыше 6 лет. 3% соискателей, отвечая на вопрос об образовании, отметили, что пока окончили только школу.

Крупная зависимость
Доход эсэмэмщиков формируется по-разному. «В агентствах обычные специалисты в большинстве своем получают только оклад, изредка могут быть премии по определенным проектам, но это исключение, — поясняет Оксана Севрюкова. — На стороне клиента — это обычно классическая история: оклад + квартальная/годовая премия, в зависимости от того, что предусмотрено в компании». Бонусы по результатам работы, по словам Ирины Жильниковой, зависят от конкретных показателей. Например, от количества людей, пополнивших ряды подписчиков группы/страницы/канала, до лидов, приведших посетителей на сайт, их качества, количества продаж за вычетом денег, вложенных в рекламу. «Увязывать размер финансового вознаграждения с KPI в этой сфере — весьма распространенная практика, учитывая, что оценка работы SMM-менеджера весьма прозрачна, главное — заранее определить цели и задачи», — говорит Ирина. Наталья Попова замечает, что, как правило, должность в штате предлагают эсэмэмщикам крупные работодатели, небольшие компании предпочитают работать с фрилансерами или с рекламными и SMM-агентствами.

Средняя зарплата эсэмэмщика в целом по стране, по данным hh.ru, составляет 37,5 тыс. рублей в месяц. По оценке Superjob, в Москве и Петербурге доход специалистов со стажем может достигать 80-100 тыс. рублей в месяц. Оксана Севрюкова замечает, что те, кто работает в компаниях, обычно получают больше, чем их коллеги в специализированных агентствах. «Но существует одна особенность, которая часто не позволяет сотрудникам осуществлять переход из агентства на сторону клиента, — интригует Оксана Севрюкова. — В агентствах сотрудники работают на разных участках, и понятие SMM-специалист здесь может разделяться на разные должности, к примеру контент-менеджер, специалист по продвижению, дизайнер и т.д. Тем временем в компаниях зачастую этот функционал может достаться одному человеку, занимающему должность SMM-специалиста. Поэтому и бывает сложно перейти сотруднику на сторону клиента — у него просто не хватает дополнительных навыков, чтобы претендовать на вакансию. Так что в таком переходе многое зависит от нового работодателя, готов ли он пойти на сужение функционала или может дать время кандидату из агентства на обучение и погружение».



По мнению Оксаны Севрюковой, на уровень дохода эсэмэмщика больше влияет размер компании, чем напрямую ее принадлежность к той или иной отрасли. «Наверное, торговлю/общепит и т.д. для SMM-специалистов можно сравнить с массовым подбором для рекрутмента, так как обычно это стандартная история продвижения/создания контента и т.д., тут много компаний совершенно разного масштаба (от небольшого магазинчика в Instagram до большого e-commerce-проекта), и SMM-специалисты часто воспринимают эти отрасли как не очень интересные/перспективные. Доход в этом направлении тоже может быть ниже, так как компаний много, SMM-специалистов, готовых браться за эту нишу, хватает, потому как вход в профессию здесь невысокий, компании немного ожидают от такого рода сотрудников».

На все руки мастер
Обычно от эсэмэмщика требуется, по словам Натальи Поповой, знание отраслевого рынка и трендов digital-маркетинга, умение работать со сложными проектами, навык создания уникального контента. Судя по описаниям вакансий, например, на superjob, работодатель хочет, чтобы эсэмэмщик занимался разработкой и реализацией стратегии присутствия компании в социальных сетях, создавал, вел и развивал группы, сообщества, сам писал либо искал и размещал в них интересный контент, вел рекламные кампании в соцсетях, привлекал аудиторию, расширял ее и всегда был с ней на связи, составлял контент-планы, отслеживал эффективность затрат, изучал и анализировал конкурентную среду, составлял отчеты.

Ирина Жильникова замечает, что, так как пока профессия молодая, работодатели подчас по-разному понимают функционал SMM-специалиста. Одни, размещая вакансию, описывают копирайтера, другие — таргетолога и менеджера по директ-маркетингу в одном лице, третьим нужен человек, знающий принципы работы в социальных сетях, владеющий информацией и отвечающий за реализацию общей стратегии продвижения компании в социальных медиа. «С одной стороны, SMM — это очень популярная профессия среди молодых специалистов, с другой — зачастую пул обязанностей на этой позиции очень размыт, да и требования к соискателям меняются очень быстро, как меняются и сами социальные сети», — говорит Ирина Жильникова.

Комментарий

Трудность поиска SMM-специалиста в том, что рынку нужны универсальные солдаты, которые умеют делать все: писать тексты, рисовать картинки, снимать и монтировать видео, настраивать рекламу, работать с аналитикой, вести переговоры с блогерами и лидерами мнений. И некоторые работодатели готовы платить таким специалистам в Петербурге 50 тыс.рублей в месяц. Правда в том, что одно у такого специалиста будет получаться действительно хорошо, другое — не очень. Результат может быть разным и зависит часто от везения. Редко работодатель, далекий от сферы SMM, понимает за полчаса собеседования, как отличить хорошего специалиста от отличного или плохого. Это как подбросить монетку: такая же вероятность выиграть. При этом успешный фрилансер, который ведет сразу несколько проектов, и фокусируется на одной нише или одной специализации, будет зарабатывать больше. 

Доход, если мы говорим про работу в штате, зависит от оклада и премии. Премия может составлять от 30 до 100% от оклада и зависит от того, выполнен ли план на месяц. В расчете KPI можно учитывать как результативные показатели (прирост сообществ, заявки), так и показатели дисциплины (приходит ли сотрудник в срок, заполняет ли отчеты и т.д.).  Я знакома с агентствами, где у сотрудников нет окладов вообще, но это скорее экстремальный вариант. 

Новичкам в профессии в России нужно ориентироваться на уровень оплаты, стартующий с 150-300 рублей в час. SMM-специалист без опыта и без портфолио может рассчитывать на 3-10 тыс. рублей. в месяц за ведение 1 проекта. Имея за спиной успешные проекты, набравшись опыта, можно говорить с заказчиками о гонораре от 10-35 тыс. рублей в месяц.

В Европе люди стоят дороже, специалисты обязательно платят налоги, покупают лицензии на совершение предпринимательской деятельности. Думаю, разница может составлять несколько раз, детально этот рынок мы не анализировали.