Одной из отраслей, сильнее других пострадавших от санкций, оказались торговые центры. В марте им предвещали коллапс, а что в итоге? Давайте разберемся, в каком состоянии сейчас находится рынок коммерческой недвижимости и есть ли у него резервы не только для выживания, но и для развития.
Мегаполисы VS малые города
Весной одна за другой начали приостанавливать работу в России международные компании, в том числе и ретейлеры. Особенно серьезный стресс испытывают крупные торговые центры в миллионниках. До недавнего времени, по моим данным, в крупных моллах из-за ухода западных ретейлеров было закрыто до 25% торговых площадей. Это серьезный удар и по экономическому состоянию самих торговых центров и по доходам малых арендаторов, местному бизнесу. Ведь из-за приостановки деятельности якорных арендаторов в крупных городах падает посещаемость объектов и страдают те арендаторы (особенно небольшие), которые продолжают свою работу.
Однако если посмотреть на торговые центры в небольших городах, то мы видим совсем другую картину. Во-первых, некоторые западные бренды все же возвращаются: так, в мае вновь открылись магазины европейского концерна LPP (бренды RЕ, MО, СИН, CR, ХС, которые ранее назывались в России Reserved, House, Cropp, Mohito). В имущественном портфеле «Эссен Девелопмент» десять магазинов СИН (ранее — Sinsay), возобновивших работу с 20 мая, и два магазина этого же бренда, по которым ранее были подписаны долгосрочные договоры аренды, но открыты магазины не были. Поэтому для нас открытие магазинов СИН, безусловно, стало большой радостью — все-таки снова начали функционировать 10 000 кв. м. Товарообороты мая-августа показали огромную востребованность этого бренда в наших торговых центрах. Магазины LPP для всех наших объектов являются якорными, а для тех, что расположены в городах с населением до 80 тысяч человек, СИН — и вовсе чуть ли не единственная возможность модно одеться к сезону по доступным ценам.
Что касается нашего портфеля в целом, то ситуация нас затронула не так существенно. Состав арендаторов торговых центров семейного формата, расположенных в небольших городах, всегда опирался на местный бизнес. Это и региональные сетевые магазины, и местные предприниматели у которых по одной или несколько точек, торгующих товарами первой необходимости, одеждой, аксессуарами. И теперь, после возобновления работы магазинов СИН, арендаторы, приостановившие коммерческую деятельность в наших объектах, занимают менее 1% от арендуемой площади всех ТЦ.
Потребительский спрос никуда не делся
Я убеждена, что сокращение количества торговых операторов не приведет к такому же сокращению потребления. Могу привести интересный пример: на следующий же день после того, как H&M объявила об окончательном уходе из России, нам позвонил наш действующий арендатор (международная компания, которая продолжила работу в России) и сообщил о готовности занять их площади. Он заберет всю площадь бывшего магазина H&M, и мы надеемся, что его предложение будет не менее востребовано среди наших посетителей.
Несмотря на то, что ряд торговых операторов закрыл свои магазины, потребительский спрос никуда не делся, он остался практически в прежних объемах. Да, люди склонны сегодня тратить меньше денег и делают выбор в сторону низкоценового сегмента. Однако они все равно продолжают покупать одежду и обувь, другие товары. Россия традиционно потребляла очень много. И этот спрос с уходом одних торговых операторов перераспределяется на магазины других. Мы это отчетливо наблюдаем. Поэтому я прогнозирую, что предложение под действующий спрос обязательно подтянется.
Другой вопрос — когда это случится. Ведь договоры аренды у крупных сетей были долгосрочными и очень сложными для расторжения. Это процесс небыстрый. Но с момента приостановки работы большинства арендаторов в торговых центрах уже прошло полгода. Думаю, это все же максимальный срок, в течение которого даже крупнейшие международные арендаторы имели возможность платить аренду и минимальную заработную плату своим сотрудникам.
По моему мнению, совсем скоро начнется постепенный процесс расторжения договоров аренды и, соответственно, высвобождение площадей — по тем помещениям, что были заняты компаниями, объявившими о прекращении работы в России.
И я уверена, на эти площади кто-то обязательно придет. Если брать аналогию с той же IKEA — сейчас, наверное, не найдется игрока, который придет и займет ее место, просто потому что мало кто производит такие объемы. Но это не значит, что в России начнут покупать меньше кухонь или диванов. Ведь спрос по-прежнему есть, и под него будут открываться новые магазины — и российские, и локальные, и зарубежные компании.
Посещаемость ТЦ быстрее восстанавливается в малых городах
Повторюсь, анализ данных по товарообороту наших арендаторов демонстрирует важную тенденцию – перераспределение спроса. Так, например, розничный товарооборот некоторых из них в уже апреле был вдвое больше, чем в феврале, и эта тенденция сохраняется по сей день. Налицо фактор перераспределения спроса с закрывшихся магазинов на те, что продолжают работать.
Что касается посещаемости торговых объектов, то мы видим устойчивый рост в малых городах. С марта по август наши районные и микрорайонные торговые центры приняли на 10-25% больше людей, чем за тот же период 2021 года.
Не могу с уверенностью сказать, с чем это связано, но этот факт мы фиксируем: чем меньше население города, тем быстрее восстанавливается посещаемость торговых центров.
Возможно, такая разница связана как раз с тем, что в малых городах не приостанавливают работу магазины, в отличие от столичных моллов.
Если говорить о миллионниках, то здесь, как показало закрытие торговых центров в пандемию и введение ограничений на посещение коммерческих объектов в связи с коронавирусом, восстановление посещаемости и розничного товарооборота магазинов будет происходить постепенно. Понадобится не один месяц для восстановления показателей. Ведь здесь еще имеет место утрата лояльности покупателей.
Так или иначе, сетевые и местные арендаторы всегда давали синергию. Когда в мае вновь открылся СИН, мы наблюдали пиковый рост посещаемости объектов, включая и магазины других арендаторов наших ТЦ.
Надо констатировать, что общая экономическая ситуация в стране изменила характер потребительского спроса. Сегодня цена становится основным критерием выбора. А значит, маржа арендаторов падает. Многие из них свидетельствуют, что спрос переориентировался на более низкий ценовой сегмент.
Складывается ситуация, уникальная для рынка сетевого ретейла — при фактическом росте розничного товарооборота доходы торговых операторов снижаются.
Особенно это было заметно весной, на фоне стремительного роста цен на все категории товаров.
По большинству договоров с крупными арендаторами, плата за аренду помещений зафиксирована в виде процента от розничного товарооборота. В данной ситуации для владельцев торговых центров это на руку, ведь доходы с арендуемых площадей возросли. А вот арендаторам приходится срочно перестраивать на только логистику, но и ассортиментную матрицу. Конечно, мы в этом процессе стараемся поддержать своих арендаторов.
И в то же время на волне все дискаунтеры! Розничный товарооборот продуктовых дискаунтеров в марте-апреле был такой же высокий, как и в декабре, в сезон праздников. В летний период показатели были на 20-30% выше, чем в прошлом году. Эконом-сегмент сегодня в приоритете — и в сегменте продуктов питания, и в фэшн-индустрии.
Открытый диалог с арендаторами — секрет успеха
В наших торговых центрах в малых городах сложился сбалансированный состав арендаторов (без перекоса в западные бренды). Мы постоянно ведем с ними открытый диалог. Думаю, именно эта стратегия во многом помогла торговым центрам сети «Эссен» пройти критичные месяцы без больших потерь.
При этом мы не остановились в развитии. Кризис подтолкнул нас к поиску партнеров на относительно новых рынках. Сейчас мы ведем переговоры с торговыми и производственными компаниями из Узбекистана и Турции. В этих странах традиционно развито производство текстиля, поэтому новые арендаторы будут работать в сегменте модной одежды. Арендаторы с осторожностью смотрят на новый рынок и внимательно выбирают площадки.
Идёт работа и над подбором арендаторов из разных сфер бизнеса. Мы видим перспективу в сегменте спорта и семейного досуга. Так, недавно в торговом центре «Эссен» в Вятских полянах у нас открылась Академия футбола. В Нижнекамске работает велоцентр, где можно не только пройти техническое обслуживание двухколесного транспорта, но и потренироваться на специально оборудованной для велосипедов и скейтов спортивной площадке. А в торговом центре в Набережных Челнах на площади 400 м2 вот уже второй год работает центр художественной гимнастики.