По итогам первого полугодия уровень вакансии в ТЦ только по Москве составила более 12%. Сегодня все эксперты рынка анализируют возможности российских, китайских, турецких брендов по замещению продавцов обуви, одежды, косметики и товаров для дома в отечественных ТЦ. Мы же отправились в Иран – пройтись по магазинам, ознакомиться с ассортиментом, прикинуть перспективы выхода иранских продавцов на российский рынок. И, конечно, нам было очень интересно оценить уровень ретейла в стране, которая уже 40 лет находится под санкциями (волнообразно, они применялись к Ирану в основном со стороны США).

Who is who
Главный наш интерес вызывала столица Ирана.

Арендные отношения

В Тегеране живет около 8 млн человек. Часть Тегерана, примыкающая к горам, выглядит современной. В городе есть по-настоящему элитные районы, с качественной современной отделкой, причем многие материалы, например, мрамор – добываются внутри страны.

Жилье здесь достаточно дорогое по меркам местного населения – при средней зарплате 300 евро цены на качественную аренду начинаются примерно от 250, а за 500 евро можно арендовать очень хорошую квартиру. Пересматривать арендные отношения здесь принято ежегодно, поскольку при официальной инфляции на уровне 10% – фактическая за последние 5 лет – более 30% (в 2022 году – более 45%). При этом зарплаты индексируются в среднем на 15% (люди предпочитают сохранять деньги в золоте, валюте, те, кто могут себе это позволить в недвижимости). Вот почему аренда в течение года сильно дешевеет. Кстати, за квартиру тут принято вносить депозит, не как в Москве – равный месяцу проживания, а в разы больше. 



Всего мы посетили четыре основных, включая «Иран-Молл» — крупнейший торговый комплекс на Востоке, построенный на 32 га земли, 186 000 м2, которого выделено под торговлю. Обойти все магазины ТЦ за один день физически невозможно, но мы выделили для себя самые перспективные группы товаров с точки зрения бизнеса в России. Первая группа – аутентичные продукты, которые могли бы пополнить полки какого-нибудь восточного магазина в Москве, узкоспециализированного, однако востребованного на фоне сокращения экзотических товаров. Если в Тегеране особое внимание покупателей вызывают ковры, бирюза, антиквариат, то в Москве они лишь приобретут добавочную ценность.

Имитаторы
Что касается одежды и обуви (а именно их дефицит сейчас ощущают московские ТЦ), то самыми перспективными для нас могут быть товары из хлопка и шерсти местного производства – спортивные и casual. Оформление каждого иранского бутика - на высоком уровне, подача и упаковка товаров не уступает европейским, однако в плане дизайна обуви и одежды, сравнение не в пользу иранских производителей.

В основном ретейл пошел путем нарочитых подделок – демонстративно имитируя не только сами продукты, но и логотипы на одежде.


Например, на рубашках, выполненных в жанре поло тоже изображен всадник – но шумерский, с копьем. Забавно обыграно название бренда Benetton и другие известные во всем мире марки. С моей точки зрения, едва ли такую практику можно назвать поделкой – скорее это такая забавная игра с потребителем, которая позволяет поддерживать отечественного производителя, не испытывая дискомфорта ни от подмены понятий, ни от плохого качества. Текстиль в Иране – на приличном уровне (производства сосредоточены в Тегеране, Исфахане и вдоль побережья Каспийского моря).

#MEDIALIB_COLLECT_1084#

Давайте прикинем перспективы в цифрах? В ТЦ спортивные футболки и рубашки в стиле поло продаются за $12-18, то есть 700-1300 рублей. В Москве аналогичные модели продаются за 4-5 тыс. рублей. На месте мы общались с нашим соотечественником, который приобрел уже партию и вез ее в Россию. Закупочная цена (разумеется меньшая, чем в ТЦ) – $7, а продавать рубашки в Москве наш новый знакомый планировал по $20-25.

То есть торговые отношения уже начали потихоньку выстраиваться, хотя ресурсов выхода на российский рынок у самих иранцев нет, для россиян остается возможность возить товары самим.

Дети и золото
Что касается самих ТЦ, то все они выполнены на высоком уровне, и с точки зрения качества отделочных материалов, и планировочных решений, и зонирования и концепции. Особенно меня удивила отделка общественных зон – например, один из холлов в «Иран-Молле» выполнен в виде библиотеки. Из него сделан вход в тематическое кафе с отдельным залом для курящих. Там же есть книжный магазин. Супермаркеты мало чем отличаются от московских.

Как и у нас, прослеживается четкое разделение на якорных и дополнительных арендаторов, большие пространства отведены для детей. Причем, иногда они расположены не на общественных зонах, а непосредственно в магазинах. Например, немалое даже по московским меркам пространство мы видели в магазине товаров для дома Tati Home (самыми частыми посетителями которых традиционно становятся мамы с детьми).

Но есть и специфика, например, в том же Tajrish Bazaar минус первый и первый этажи целиком отведены под лавки с золотом.

К самым популярным ТЦ в городе (включая те четыре, где мы были) можно отнести: «Палладиум», «Курош Комплекс», Gandi Shopping, Center Almas Mall, Mega Mall Sam, Center ARG, Commercial Center и Negar Tower.

Перспективы
Если говорить не только про Иран, а большинство дружественных на настоящий момент России стран: они с удовольствием готовы поставлять нам свои товары для магазинов, торгующих одеждой, обувью и аксессуарами. Однако, у них в своём большинстве отсутствуют сильные и готовые к конкуренции и тиражированию концепции, проверенные на внешний рынках.

Ретейлеры не обладают экспертизой работы в России, для успешного развития ищут партнёрство с локальными игроками и инвесторами, пытаясь переложить операционные вопросы полностью на них.


Таким образом, восполнить потери отечественного рынка в нише de luxe в обозримой перспективе не представляется возможным. Если продукция такого уровня будет ввозиться в страну, то этот рынок нельзя будет считать организованным. Элита же найдет способ приобретать привычные ей бренды не на российском рынке.

В более демократичном сегменте, сопоставимом с международным масс-маркетом, могут появится новые турецкие бренды и заполнить опустевшие полки не более чем на 10%. На долю российских производителей в этом сегменте придется процентов 30 рынка в ближайшие 3 года, в случае, если для них будут созданы благоприятные условия. В перспективе – через 5 лет при такой же низкой конкуренции как сегодня – 50%. Важно, что большая часть заказов будет развиваться на производствах, сосредоточенных в азиатских странах.

Самую дешевую нишу займет на 50% Китай, и лишь небольшую долю – порядка 3% производители из Ирана или недорогие товары из Турции.

Если в России будет развиваться «нишевое» местное производство, то его доля по сравнению со всем объемом рынка долгое время будет ничтожна мала. Потребителю среднего класса нужны бренды, на развитие которых требуется много лет и большие инвестиции.

Другие колонки Дмитрия Томилина