К моему огромному сожалению, большое количество вендоров, производителей и владельцев товарных знаков после 24 февраля ушли из России. Ушли они не просто так, а оставив своих потребителей один на один с их девайсами, сложной бытовой техникой, электроникой и электроинструментами. А именно, без возможности произвести их ремонт и профилактическое обслуживание. Почти все компании, которые объявили об уходе из России, прекратили поставлять в страну не только свои товары, но еще и запчасти для них. Казалось бы, именно для этого в России ввели механизм параллельного импорта, чтобы россияне не остались без нужных товаров. Но не все так просто.

Трудность ситуации в том, что для запчастей характерна специфическая цепочка поставок. Это максимально сложная сертификация (для запчастей она также обязательна, как и для товаров, к которым прилагается), сложная растаможка (наименований запчастей в сотни раз больше, чем наименований самих товаров), а также дополнительные пошлины (товары зачастую могут облагаться пошлиной в 0%, а вот запчасти к ним аж в 10%).

В итоге, огромное количество брокеров и импортеров не хотят заниматься поставками запчастей. Исторически на себя эту задачу всегда брало представительство западных производителей в России — им это было интересно, представительства делали на этом бизнес.

Сейчас ситуация изменилась. Ни растаможку, ни сертификацию, ни доставку запчастей в сервисные центры ушедших производителей никто больше не осуществляет. Сервисные центры живут на остатках, а новые не завозятся. Потребители начинают сталкиваться с ситуацией, когда товары, поступившие в Россию по так называемому параллельному импорту, не смогут быть тут отремонтированы.

Даже в магазинах продавцы начинают предупреждать покупателей: «Имейте в виду, гарантийного обслуживания не будет, вы делаете покупку на свой страх и риск».


Любой параллельный импорт сейчас — довольно ситуационная история. Продавец осуществляет случайные закупки товара в какой-нибудь стране, где его, что называется, смог оторвать. В следующий раз он будет покупать аналогичный товар уже в другой стране, а там будет в наличии уже другой модельный ряд, другой набор товаров. Поэтому ретейлеры понятия не имеют, какие запчасти везти к тому или иному изделию, завезенному в Россию, потому что модельные ряды сильно отличаются от тех, что были в наличии в их магазинах до санкций. А даже если и знают, далеко не у каждого поставщика, торгующего товаром для параллельного импорта, есть в ассортименте еще и запчасти для них.

В итоге, потребитель, который находится по прежнему под защитой закона «О защите прав потребителей», оказался один на один с магазином, в котором он купил товар. И если в сервисном центре покупателю откажут в гарантийном обслуживании, он понесет свое неисправное изделие обратно в магазин и кинет его возмущенно на прилавок. А вот если срок гарантийного обслуживания истек, вообще непонятно, что делать покупателям. Запасных частей для постгарантийного ремонта в стране скоро будет не найти.

Единственный вариант — каннибализировать другое изделие и договариваться об этом с сервисным центром (если у него есть аналогичное изделие, которое можно пустить на запчасти — старую деталь вынимаем, новую вставляем).

Как раньше люди покупали б/у крылья и капоты для автомобилей, также будут делать и сейчас — скоро на «Авито» мы увидим объявления «куплю подшипник для дрели», «куплю плату для телевизора».


Как мне кажется, здесь важно, чтобы ретейл начал подавать в суд на производителей. Потому что одно дело они приняли решение об уходе из России — история понятная. Но другое дело — они бросили на произвол судьбы своих покупателей, когда-то купивших их товары. Что будет делать покупатель смартфона, когда его гаджет сломается и он не сможет найти для него запчасти — неясно. Все претензии по закону покупатель имеет право направить к ретейлеру, продавшему этот смарфтон. И ретейл понесет в этом случае колоссальные убытки — им будут кидать на прилавок телефоны и требовать вернуть за них деньги.

А далее потребители могут пойти в суд, и просить в судебном порядке не только вернуть деньги за покупку смартфона, но и выплатить штраф с пенями. Как результат, мы увидим, как большое количество ретейлеров, особенно тех, кто продавал только лишь товары известных покинувших нашу страну брендов, будут вынуждены уходить с рынка из-за вала претензий покупателей.

Потихоньку этот процесс уже идет, пока потребители подают в суд на производителей. Так, «Известия» узнали об иске к Bosch из-за нарушения прав российских потребителей. В исковом заявлении ОПИ («Общественная потребительская инициатива») отмечается, что решение приостановить деятельность в России Bosch приняла из-за «антироссийских экономических санкций». По словам организации, представители компании в России перестали выполнять свои юридические обязанности и гарантийные обязательства перед российскими потребителями. В ОПИ подчеркивают, что тем самым Bosch нарушает законные права клиентов компании.

На мой взгляд, таких случаев дальше будет только больше, и покупатели будут требовать выплату денежной компенсации от прекративших работу в России производителей. И будет довольно странно, если за все это вместо них будут платить (а так положено по закону) российские ретейлеры.