MarketMedia собрал представителей власти и бизнеса в отеле «Гельвеция». Обсудить проблемы пришли петербургские производители, ретейлеры, руководители комитетов Смольного, службы занятости и Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Петербурга.

#MEDIALIB_COLLECT_1078#

Председатель Комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко, проанализировал ситуацию, сложившуюся с кадрами: «Рынок труда больше никогда не будет развиваться экстенсивно. В городе, по нашей статистике, уже живет больше 7 млн человек – такого количества в Петербурге не было никогда. А платят НДФЛ 3,7 млн человек – такого тоже никогда не было. То есть проблем с количеством нет, есть проблемы с качеством. И другого пути для выхода из ситуации с дефицитом трудовых ресурсов, да и вообще из кризиса, кроме того, что необходимо всерьез заниматься производительностью труда, не будет».

Около 150 петербургских компаний с оборотом от 400 млн рублей в год уже бесплатно принимают участие в национальном проекте «Производительность труда». При этом, по словам генерального директора Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Петербурга Ирины Голубцовой, каждый раз поначалу персонал предприятий испытывает огромный скепсис: «Мы видели несколько десятков предприятий, которые вначале сомневались в том что мы предлагаем. И это абсолютно объяснимо. Когда, тебе говорят: давай что-то изменим, ты первым делом ответишь, что этого делать не нужно. Потому что, во-первых страшно, во-вторых не хочется выходить из зоны комфорта, в-третьих, ты к этому привык. Так вот мы не рассказываем, что на предприятии плохо. Мы при помощи ваших же сотрудников рассказываем, каким образом можно изменить предприятие. Важно мотивировать людей на постоянные изменения и самое главное, чтобы они сами хотели этим заниматься. По сути мы формируем команду изменений. Меняться – это не страшно, меняться – это прикольно».

Таким образом, по словам Ирины Голубцовой любой проект рождается, благодаря сотрудникам предприятий: «Преодоление внутреннего сопротивления – это стандарт – это нормально. Кстати, практика показала, что как раз те, кто в начале больше всего сопротивляются, потом становятся лидерами изменений». Участие в нацпроекте в Петербурге могут принимать компании четырех сфер деятельности, среди которых промышленность и торговля. Каждый проект продолжается от 4 до 6 месяцев.

«Есть один ключевой момент. Если первое лицо – собственник или генеральный директор – не вовлечен в проект, то можно его даже не начинать. На среднем уровне это вообще не прокатывает», — заметил Дмитрий Чернейко, а Ирина Голубцова добавила: «У нас есть поговорка, что успех проекта зависит от трех составляющих. Первое: заинтересованность первого лица. Второе: заинтересованность первого лица. И третье: заинтересованность первого лица».

Как правило, значительных результатов получается добиваться, за счет казалось бы совсем небольших изменений. «Например, в компании «Север-Метрополь» мы анализировали процесс изготовления Киевского торта. Его выбрали потому что там максимально применяется ручной труд. По сути это ручной конвейер: один работник передавал работу другому. А дальше – анекдот: стол заканчивался тупиком. Работникам приходилось идти обратно с готовым тортом. На вопрос: «Почему?», нам отвечали: «Так сложилось исторически». В итоге, вообще без каких-то допвложений, мы просто перевернули логистику изготовления торта. И в итоге время протекания процессов снизилось на 56%, а выработка выросла на 16%», - рассказала Ирина Голубцова.

Другой пример привела Наталья Левкина, директор по коммуникациям и аналитике Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Петербурга: «Компания «Иней» (производитель колбасы и других изделий из мяса — Ред.) получила за счет участия в проекте 14 млн рублей прибыли, при этом они потратились ровно на две вещи. Во-первых, на перенос раковины, которая как оказалось мешала автопогрузчику вывозить готовую продукцию. Ее просто перенесли на 2 метра и все полетело. И, во-вторых, они за несколько тысяч купили стол из нержавейки. Собственник предприятия, который участвовал во-всех тренингах, теперь ежемесячно встречается с руководителями подразделений, чтобы узнавать о новых проблемах и предложениях, чтобы тут же внедрять их в работу».

Андрей Пайгусов, исполнительный директор компании «Грин Салат», рассказал участникам круглого стола о собственном опыте: «Наша компания существует с 2008 года. А значит мы проходим уже через четвертый кризис. И каждый раз, кризисы становятся для нас не только встряской, но и помогают нам. Например, в 2014 году, когда начались санкции и контр санкции, было с тяжело с разными поставками, но зато, торговые сети, которым местные поставщики до этого были не нужны — потому что были итальянцы и испанцы — открыли нам свои объятия. В 2020 году нас пригласили участвовать в нацпроекте. Все помнят, что в это время было: ковид, многие наши клиенты закрылись — «Макдоналдсы», «Теремок» и все-все-все. А наш персонал из Узбекистана и Таджикистана уехал домой, и из-за закрытых границ не мог вернуться обратно. В результате, нацпроект пришелся очень во время: нам нужно было продолжать решать задачи небольшим количеством людей. В итоге, наша выработка выросла на 45%. Самое главное, участвовать в проекте неформально. Тогда результат будет».

«Зачем это нужно вам понятно. А зачем это нам? Все просто: государству выгодно, чтобы предприятие работало эффективнее и зарабатывало больше, а значит платило больше налогов в бюджет», — заключила Ирина Голубцова.