Но на рынке остаются игроки, которые находят замену импорту или не сильно зависят от иностранного сырья и международной логистики. Таким компаниям услуги по мерчандайзингу могут увеличить присутствие товара на полках и, как следствие, повысить продажи даже в кризисное время. Но мерчандайзинг требует высокого уровня затрат, тогда как их можно оптимизировать?
Все рассмотренные пути оптимизации не изменят главного — у классического мерчандайзинга есть недостатки.
Первый — это переплата за непродуктивные часы, то есть время, затрачиваемое на дорогу от одной торговой точки к другой. Чтобы решить эту проблему, классические агентства предлагают услуги стационарного мерчандайзинга — в этом случае сотрудник будет закреплен за конкретной торговой точкой. Но это выгодно только при большом товарообороте.
Также к переплатам относятся отпуска и больничные. Это стандартные пункты расходов компаний со штатными мерчандайзерами, а в агентстве все это входит в себестоимость услуг, и заказчик все равно за это платит.
Второй недостаток классического мерчандайзинга — это сложности с контролем результатов работы сотрудников. Необходимость их постоянно мониторить и ручная схема отчетности создает дополнительную административную нагрузку, что также увеличивает себестоимость услуг, не говоря уже о некоторых «трюках» с отчетами для заказчиков.
Решение в инновациях
Итак, излишние затраты в мерчандайзинге уходят на перемещения между магазинами, простои в торговых точках, отпуска, больничные и административный блок.
Но можно ли платить только за фактический объем выполненной у полки работы? Ответ есть — краудсорсинг.
Краудсорсинг — это передача глобальных задач большой группе лиц без заключения трудового договора для удешевления процессов.
Например, в сфере обработки данных такие услуги предоставляет «Яндекс.Толока».
В мерчандайзинге краудсорсинг позволит оплачивать фактические минуты работы в магазине и обеспечить стабильную взаимозаменяемость специалистов. Им не нужно оплачивать отпуска и больничные, так как обычно это отношения гражданско-правового характера, а не трудовые.
Но как решить проблему качества? Ведь «фрилансеры» не являются профессиональными мерчандайзерами. Здесь на помощь могут прийти IT-решения и цифровизация.
Сейчас на рынке есть сразу несколько систем распознавания товара на фотографии. Они помогают определить представленность товара на полке (OSA — On Shelf Availability), занимаемую долю на полке и другие показатели. Но не решают всех задач контроля заданий, поэтому лучше использовать их в связке с ручной проверкой отчетов и очными аудитами в торговые точки.
А отчетность можно направлять с мобильного устройства мерчандайзера напрямую в личный кабинет контролера или заказчика, минуя лишнюю систему менеджмента и ускоряя процессы проверки.
Нововведения в сфере мерчандайзинга стали появляться еще в период начала пандемии. Тогда сервис «ПоПолочкам» предложил рынку новую схему работы в сфере мерчандайзинга — это агрегатор, выступающий посредником между мерчандайзерами, которые работают через приложение в телефоне, и заказчиками. По тому же принципу, например, работает «Яндекс.Такси» – как связующее звено между пассажиром и водителем.
Сейчас в приложении «ПоПолочкам» зарегистрировано более 50 000 мерчандайзеров. Для них платформа позиционирует себя как сервис для подработки. «ПоПолочкам» постоянно проводит рекламу, привлекает и готовит новых специалистов. Сегодня из-за ситуации на рынке труда желающих подрабатывать становится все больше. В результате конкуренция за выполнение заданий среди мерчандайзеров увеличивается, что повышает качество их работы.
В приложении есть система рейтинга, которая влияет на приоритет распределения заказов. Недобросовестные мерчандайзеры их не получают и отсеиваются.
Высокий уровень исполнения заказов достигается за счет специальной системы страхования: если специалист отказался от заказа или не может исправить задание — система сама найдет ему замену.
В «ПоПолочкам» реализованы все назревшие инновации в сфере мерчандайзинга:
Результат: снижение затрат на мерчандайзинг – 20–25%, увеличение продаж – 10–15%
«ПоПолочкам» помогает снизить затраты на мерчандайзинг для заказчиков на 20-25% без потери качества работы в торговой точке. А средний процент увеличения продаж составляет 10-15% уже в первый месяц работы с сервисом.
Сегодня он является перспективным антикризисным решением, которое позволяет не только сэкономить на мерчандайзинге, но и увеличить продажи.
Также сервис помогает производителям развеять оставшиеся сомнения и запускает бесплатные пилотные проекты на срок до трех месяцев. Они проводится в 25—50 магазинах и в среднем дает увеличение продаж в этих точках на ожидаемые 10—15%.
Пилотный проект без финансовых рисков можно провести, заполнив форму на сайте или позвонив по телефону: 8 (495) 109-69-39
Очевидные варианты оптимизации затрат на мерчандайзинг
Самый простой способ сэкономить — оставить мерчандайзинг на откуп сотрудникам магазинов. Однако неукомплектованность штата и большой объем текущей работы в магазинах приводит к тому, что товары, даже скоропортящиеся, могут лежать в подсобках по несколько дней. В результате отказ от мерчандайзинговых услуг возможен, но есть риски снижения продаж.
Компании со штатными мерчандайзерами могут сократить штат, а те, кто работает через агентство — сократить часы. Но любая из этих мер уменьшит либо количество торговых точек с правильной выкладкой, либо частоту их посещения мерчандайзером. И в этих случаях, к сожалению, спад продаж неизбежен.
Что такое краудсорсинг
Для инноваций требуется время, а антикризисные решения нужны уже сейчас
Главная → Аналитика → Материалы
→