Первое, что следует сказать, что как не существует волшебной таблетки, так и нет единого решения для всей торговой недвижимости. К примеру, маленький региональный торговый центр, заполненный магазинами местных предпринимателей, столкнется с проблемами гораздо в меньшей степени, чем те, у кого стоят «временно закрытые» сетевики. А у крупного столичного ТРЦ на МКАД выход из кризисной ситуации будет совсем не похож на тот, который предпримет для себя «районник». Но обо всем по порядку, рассмотрим несколько популярных гипотез.

1

Российских брендов много, они с легкостью заменят западных операторов

Не все так однозначно. Да, действительно, в последние годы fashion индустрия сильно приросла качественными и интересными российскими брендами, однако крупных сетей с достаточным для сетевого развития оборотным капиталом не так уж много. К тому же практически все из них уже представлены в крупных ТРЦ. Другие же еще не успели выйти из модели продаж и развития only social media или ограничиваются одним шоурумом. Они бы и рады развиваться, но не в таких темпах и количестве, как бы хотели видеть арендодатели. Получается, что новых российских брендов готовых к модели «хотим-можем» не так уж и много.

На рынке есть fashion-ретейлеры второго эшелона, которые были широко представлены в торговых центрах до прихода на рынок международных игроков, а сейчас либо существенно сократили свое присутствие либо ушли в другие каналы продаж. С одной стороны,  заполнить пустые площади можно ими, но с другой стороны, тогда они будут работать у всех и ни о какой концепции ТЦ в таком случае не может быть и речи.

Есть и вторая модель – развитие универмагов. Но и тут возникают сложности, обусловленные теми же инвестициями и качеством и профессионализмом оператора. Если эти 2 нюанса удалось решить, да, есть все шансы на успех. 

2

Китай, Иран, Турция, Беларусь и прочие

Кто вам сказал, что они горят желанием быстро (и по тем же ставкам) заполнить тысячи метров площадей? Разумеется, сила «освободившейся ниши» имеет место быть, но не стоит забывать, что любой бизнес требует настройки, времени и денег. Именно поэтому многие из них сейчас готовы предлагать франшизы и/или оптовые поставки, но не развитие сети собственными силами. Кроме того, все понимают, что заходить на новый рынок 1-2 точками – не рационально. Поэтому если говорить о сценарии массового и цивилизованного «приезда иностранцев», здесь необходима хорошая работа брокеров.

3

Развлечения

Сложная и неоднозначная ниша. С одной стороны – это неотъемлемая часть предложения крупного объекта формата «торгово-развлекательный», с другой – коммерция этих концепций чаще всего далека от привычного ретейла. Кроме того, качественных развлекательных форматов сейчас еще меньше, чем отечественных fashion представителей.  Допускаю, что, возможно, эта ниша, ввиду эффекта низкой базы сможет показать рост и у нас появятся интересные решения, но пока их нет.

4

Возвращение к мелким «бутикам»

Вариант переформатирования площадей в «мелкую нарезку» и их сдача частным предпринимателям под бутики no name кажется не таким уж невероятным. Осталось только найти желающих, оценить экономику и трудозатраты и понять, подходит вам этот вариант или нет.

5

Социальная и досуговая инфраструктура

Пожалуй, мой любимый вариант развития событий. Школы творчества, студии, фитнес, спортивно-игровые секции, почтовые отделения, поликлиники, банки, частные детские сады и т.д. – все то, что нам хотелось бы видеть в хорошо устроенном районе «у дома» теперь может оказаться в центре под одной крышей с удобной парковкой, магазинами и различными услугами. Следует отметить, что в нынешней ситуации муниципальные органы даже готовы оказывать поддержку в развитии подобных трансформаций.

Но и тут есть свой нюанс – вариант хорош для объектов, находящихся в густонаселенном районе. Я считаю, что этот сценарий можно считать наиболее вероятным и рабочим  для развития бизнеса торговых комплексов. Мы увидим в ближайшее время, как УК начнут договариваться с такими арендаторами. Концепция комплексов от такого сотрудничества только выиграет, они интересны с точки зрения трафика. Что касается их платежеспособности как арендаторов – все зависит от переговоров с муниципалитетами.

6

Оптимизация

И в стабильные времена, и тем, более в кризис, я всегда советую обращать внимание не только на внешние вопросы (как и каких арендаторов привлечь), но и на внутренние: оптимизация бизнес и операционных процессов, аналитика используемых решений / технологий, размер штата и функциональные обязанности сотрудников и пр. По моему опыту, благодаря грамотному подходу к управлению затраты можно оптимизировать как минимум на 30%, при этом качество работы только вырастет.