Когда всё летит в тар-тарары главное – сохранять спокойствие. С этого начинаются любые антикризисные инструкции и руководства к действию. А для спокойствия нужен чёткий план.
Арендаторы
Ряд зарубежных арендаторов торговых центров заявили о приостановке работы в России. Давайте оценим перспективы такой приостановки.
Опыт выхода иностранных брендов из России говорит о том, что они стараются выполнять взятые на себя по договору обязательства. Поэтому стоит внимательно ознакомиться с условиями расторжения для таких арендаторов, как Nike outlet, H&M, Monki, Cos, Jysk, Karl Lagerfeld, Mango, Swarovski, Hermes, LVMH, Kering, Chanel, Inditex и других иностранцев, объявивших о своих планах. Зачастую в таких случаях предусмотрено удержание депозита и необходимость выплачивать базовую арендную плату до конца срока договора. Переговорная позиция арендодателя в таком случае сильная.
Кроме того, большинство брендов заявили не об уходе с рынка и закрытии, а о приостановке деятельности, т.е. о временном характере таких мер. Поэтому вероятность того, что спустя пару месяцев после того, как острота событий спадёт, магазины откроются вновь высока. При этом, магазины этих же марок, работающие по франшизе, т.е. не в прямом управлении из-за границы, продолжают работать. Поэтому не все так критично.
Тем не менее, необходимо подготовиться и к более худшему варианту и оценить возможности замены. Тут есть три направления: ретейлеры России и Белоруссии («Глория Джинс», Zenden, Oodji , «Столплит»), Китай (Mi, Sprandi, Ki Ning, Urban Revivo) и Турция (Koton, LC Waikiki, Mavi, adL). Бренды этих стран уже представлены в российских ТРЦ, а контакты налажены. Стоит обратить также внимание на российских дизайнеров, которые раньше были представлены больше в формате ярмарок. Сложнее придётся в люксовом сегменте – замен не из Европы мало, и доверия к ним тоже нет.
Если говорить о других пострадавших в этой ситуации, о кинотеатрах, для которых резко сократился перечень возможных новинок кинопроката, то, думаю, их поддержит субсидиями государство. Хотя смена репертуара негативным образом скажется на трафике торгового центра, и тут надо продумывать пути возвращения людей.
Коммуникации
Учитывая блокировки и ограничения привычных каналов коммуникаций, настало время думать о замене. Привычные чаты в WhatsApp для координации работ в торговых центрах можно (и нужно) перевести в telegram, а еще лучше разместить на своём сервере заявочную систему и оперативно её внедрить. А как резервный план стоит проработать возвращение к бумажной системе заявок – на пропуск, на проведение мероприятий и ремонтов – у многих, кстати, она действует до сих пор. Так вы будете уверены в том, что никакие блокировки не сломают рабочие коммуникации с арендаторами и подрядчиками.
Привычные инструменты маркетолога и каналы продвижения такие как: Facebook, Instagram, YouTube и контекстный поиск в Google либо уже заблокированы, либо будут ограничены в ближайшее время. Скрипя сердце, переходим на доступные отечественные альтернативы. Вообще в общении с посетителями важно избегать агрессивной риторики и тем более не использовать это для продвижения.
Безопасность – наше всё
В любой непонятной ситуации – проводи эвакуацию. Это пускай и солдафонское, но правило, работает и в текущей ситуации. Конечно, количество ложных минирований и эвакуаций зашкаливает, но риски никто не отменял. В России проживают и работают миллионы людей, кого затронула ситуация на Украине, и их поведение в стрессовой ситуации предсказать очень сложно. Внезапные вспышки агрессии, массовые драки, террористические акты и вандализм – все это в критическое время учащается. Особая нагрузка в предотвращении и устранении последствий ложится на службу безопасности, администрацию ТРЦ и охранную компанию. Проведите внеплановый инструктаж – убедитесь, что все знают, как действовать в случае, если будет внештатная ситуация в молле.
Самое опасное, что может случиться – это пожар. Он может быть вызван и поджогом и терактом, и техническими неполадками. Но последствия пожара в здании всегда серьезные. Убедитесь, что автоматическая система противопожарной защиты работоспособна, протестирована и готова к работе, а люди знают где ближайшие эвакуационные выходы и с какой стороны браться за огнетушитель.
Доходы и расходы
В условиях падения трафика, покупательской способности, оттока брендов – доходы ТРЦ неизбежно падают. Конечно, это не ситуация начала коронавируса, когда многие центры были фактически закрыты, но и её нельзя недооценивать.
Необходимо проводить антикризисное сокращение затрат. Достаём ковидные бюджеты, смахиваем с них пыль и внимательно изучаем, что можно применить сейчас с наименьшими потерями. Направления оптимизации:
- В первую очередь – это ФОТ, на него приходится до 80% расходов. Сокращаем до минимума. Если это внешний подрядчик, то переходим на компании из списка МСП. Напомню, что для них предусмотрен специальный режим, который сокращает налоговые и социальные отчисления и снижает смету на 10-12%.
- Рассмотрите для своего объекта другой тип обслуживания\управления. Например, один менеджер на два объекта, отказ от круглосуточного дежурства. Иногда на объекте формируют чуть ли не полноценный филиал управляющей компании, размещая там полный состав служб для функционирования здания, про этом забывая о том, что большую часть узких специалистов можно задействовать частично, или «шерить» с другими объектами, или привлекать из головного офиса. Так часто делают с функциями брокериджа, IT, инженерного сопровождения специализированных систем (видеонаблюдение, чиллеры). Для этого надо понять, какие функции требуют ежедневного нахождения на объекте, а какие могут привлекаться по необходимости, или по графику.
- Разумная автоматизация через системы help-desk позволит экономить в административной функции, но не стоит ожидать многого.
- Расставим приоритеты. Для уборки это могут быть входные зоны, фуд-корт, туалеты.
Сотрудники и подрядчики
Инфляция разгоняется – в первую очередь влияет на повседневные расходы и зарплатные ожидания. Инфляцию оценивают около 20%, и она имеет отложенное влияние на самых низкооплачиваемых сотрудников – продавцов, техников, уборщиков, охранников. Уже сейчас необходимо работать на их удержание: отслеживать ситуацию, закладывать в бюджет, превентивно поднимать на небольшую сумму, следить за своевременными выплатами зарплат вашими подрядчиками.
Если говорить о подрядчиках и партнёрах, то международные компании и поставщики с иностранным брендом: брокеры, FM-PM операторы (управляющие и эксплуатирующие компании), сервисные компании, консультанты находятся в зоне риска. Будут ли они работать дальше? И если они будут выходить из России, то как их заменить. Есть ли альтернативы? Делайте тендер – рассматривайте российские компании в качестве горячей замены.
Суммируя – не всё так плохо, как можно ожидать, но готовьте план Б.
Главная → Мнение → Материалы
→