Давайте поговорим о том, что логистам делать требуется, а за что даже браться бессмысленно. Ответ на этот риторический вопрос на самом деле прост. Логично предположить: делать лишь то, что требует покупатель, а остальное — нет. Для этого нужно определить — какие именно логистические функции покупатель делегирует торговому оператору? Это и будет тот закрытый список действий, за которые покупатель готов платить логистам. Причем переплачивать покупатель явно не готов.

Определить список «правильных» дел достаточно просто. Достаточно взять перечень функций, выполняемых участниками канала.

1. Производственная функция: производство товара.
2. Производственная функция: создание (омниканального) формата и управление им, часть «ассортимент».
3. Функция владения товаром: относится к деятельности, связанной с правом собственности на товары, включая расходы на капитал и риски, связанные с хранением.
4. Функция управления запасами: все действия с товаром на складах, исключая описанные в п. 3.
5. Функция транзита товара: все виды деятельности, связанные с физической транспортировкой товара от производителя до потребителя.
6. Коммуникационная функция: онлайн-интерфейс; все действия, которые служат для передачи потенциальным покупателям или продавцам информации, касающейся предложений о покупке или продаже и принятии этих предложений.
7. Коммуникационная функция: офлайн-интерфейс; все действия, которые служат для передачи потенциальным покупателям или продавцам информации, касающейся предложений о покупке или продаже и принятии этих предложений.
8. Коммуникационная функция: функция доверия.

Выделим из этих восьми функций три логистические.
• Функция владения товаром (нужный товар)
• Функция управления запасами (в нужном количестве)
• Функция транзита товара (в нужное время в нужном месте в нормальном состоянии)

В данный момент нам удобнее (временно) «схлопнуть» функции владения и управления запасами в одну. Тогда нужных покупателю функций канала останется всего две.

• Поддержание запаса товара в торговом канале — управление запасами.
• Физическое перемещение товара по торговому каналу от места производства до места нахождения покупателя.

Для того чтобы в дальнейшем прояснить несколько важных вещей, сейчас я позволю себе достаточно пространно процитировать авторов бестселлера «Доставляя товары…» «писателя, предпринимателя и инвестора в логистику» Деймона Шехтера (Damon Schechter) и его соавтора, журналиста Гордона Сандера (Gordon Sander), но оно того стоит. Нам будет удобно опереться на их точку зрения, чтобы затем оттолкнуться от нее.

«Возьмите ручку. Отметим, что для того, чтобы вам доставить ее мне, возможно выполнить всего четыре различные операции. Во-первых, просто переместить ручку в пространстве — на всё расстояние между нами или же его часть. Во-вторых, отложить ее в запас, то есть оставить на некоторое время на месте. В-третьих, вы можете взять еще одну ручку, положить обе ручки в отдельную коробку — тем самым вы измените конфигурацию, превратив «ручку» в «набор ручек». В-четвертых, вы можете снять колпачок и надеть его на нижнюю часть ручки — таким образом вы ее временно модифицируете.

Итак, всего четыре процесса. Вот в чем и состоит суть доставки товара. Transferring — товар можно переместить, buffering — отложить в запас, reconfiguring — изменить его конфигурацию и modifying — модифицировать. Именно это и происходит со всеми товарами в мире. Эти четыре действия определяют десятую часть экономики Соединенных Штатов. Запомните как следует: переместить, отложить в запас, изменить конфигурацию, модифицировать. Это новая мантра логистики. Это ключ. Склады существуют для того, чтобы хранить на них товар. Транспорт необходим, чтобы товар перемещать. Действительно, крупно, склад существует для хранения товаров. Однако если мы посмотрим на работу склада внимательно, то обнаружим здесь все четыре вышеупомянутых процесса, которые происходят одновременно. На каждом складе в одно и то же время часть товаров перемещают, например кладут на полки, а другие хранят. У некоторых товаров меняется конфигурация — их укладывают на палеты с другими товарами, а какие-то товары модифицируют, то есть тем или иным образом изменяют. Все эти четыре операции выполняются также и на любом крупном производстве».

Мне легко сравнивать торговый и производственный бизнесы, потому что в свое время (1990-е годы, эх!) непосредственно производством в разных его формах я позанимался вполне достаточно. В том числе для того, чтобы понять, что существует четкая граница между «производством» и «фасовкой» («упаковкой»). При «производстве» изменяются физические параметры какой-либо единицы изделия, а при фасовке (перефасовке, упаковке, переупаковке) физическая сущность товара не затрагивается, но изменяются другие параметры, значимые для конечного потребителя (а, важно сказать, все деньги, вы слышите, именно тут!).

Исходя из моего опыта — производителя, оптовика и ретейлера — и понимания механизмов функционирования торгового канала, имеет смысл выделить семь возможных операционных функций логистики. Именно эти семь вариантов действий с товаром (не четыре!) и составляют действительную мантру логистики с точки зрения торгового оператора:

• производство;
• дробление, или фасовка, или изменение конфигурации товара в сторону уменьшения; индивидуальная упаковка товара как частный случай дробления;
• перефасовка или изменение конфигурации товара в сторону увеличения;
• переупаковка или доупаковка (дополнительная упаковка) товара;
• хранение товара;
• технологическое перемещение товара;
• перемещение товара к покупателю.

Понятие «производство» мы определили. «Упаковка» или, говоря более точно, «индивидуальная упаковка». Отмечу, что сама современная философия упаковки товаров зародилась совсем недавно, всего-то 100 с небольшим лет назад с появлением в 1916 году концепции магазина самообслуживания. С этого момента покупатели стали выбирать товар во многом исходя из своих визуальных предпочтений, поэтому индивидуальная упаковка товара стала критически важным фактором успешности продаж. Кроме задачи привлечения внимания покупателя к товару индивидуальная упаковка может служить для выполнения следующих функций: обеспечение сохранности товара при его транспортировке (хотя чаще эту задачу выполняет групповая упаковка), воспрепятствование воровству товара, удобство размещения товара на стеллаже и проч.

Функцию «дробление» объяснить достаточно просто. Мы все понимаем, что абсолютное большинство потребляемых нами товаров производится массово, поэтому где-то произведенную партию надо дробить, и без этого в принципе никак не обойтись. Поэтому: дробить! — есть ПРЯМОЕ указание покупателя торговому оператору. «Мне не нужна цистерна растворителя, мне нужно немного, чтобы разбавить банку краски; братан, сделай, пожалуйста».

«Перефасовка» или «переупаковка». Предполагаю, что не каждому читателю понятно, чем отличаются эти понятия — «дробление» от «перефасовки» и «упаковка» от «переупаковки». Согласно Леви и Вейтцу покупатель за дробление нам платит, а про «перефасовку» и «переупаковку» там не было речи. «Перефасовка» или «изменение конфигурации в сторону увеличения» есть более сложный конструкт, чем «дробление». Для его объяснения рассмотрим пример с логистицированием ламп накаливания (я тоже их много продал, миллионы штук) с распределительного центра торгового оператора в розничный магазин.

Не знаю уже, как обстоит дело сейчас, но десятки лет подряд производители фасовали лампочки (мы все их помним с детства — 25, 40, 60, 75 и 100 ватт) в индивидуальные картонные коробочки с четырьмя стенками и (это нам особенно важно!) в короба по 108 и 120 штук, это количество затвердилось в моем мозгу на всю жизнь. Хорошо если в магазин нужно отправить 120 штук, тогда едет коробка целиком. А если нет? Да точно — нет! «5 видов по 120 штук, да еще остаток, куда их там на витрине класть, не, давайте со склада отгружать сначала по 20 штук, а потом согласно скоростям продаж» — примерно таким можно представить воображаемый диалог «продавца» и «логиста».

Это значит, что коробку на складе нужно сначала открыть, а потом набирать из нее каждый раз по 20 ламп. И 20 из другой. И 20 из третьей. И сколько их у нас там? И эту операцию по набору товара, в отличие от дробления, покупатель НЕ уполномочивает производить торгового оператора. Это внутренний технологический процесс. Поэтому в том случае, если параметры торгового канала настроены не оптимально, издержки на операции такого типа логично уменьшают прибыль торгового оператора.

Последнее утверждение верно также для операций по переупаковке и доупаковке (дополнительной упаковке). К примеру, издательству или книготорговцу нельзя просто так взять и отправить покупателю заказанный том или журнал, его надо упаковать (в наших терминах — доупаковать). Да что там книга! Каждый из читателей наверняка заказывал какие-то мелочи онлайн и, бывало, по получении удивлялся чрезмерному количеству упаковки. Или огорчался, что товар в заказе поврежден из-за ее недостаточности. При этом (сегодня) большинство торговых операторов и маркетплейсов в РФ не выделяет цену упаковки в итоговой стоимости товара для покупателя (да что там говорить, многие-то и доставку «включают» в цену товара). Издержки, которые не оплачивает покупатель, увеличиваются, торговый оператор терпит убытки. Хотя, к примеру, Amazon при сумме покупки, меньшей, чем $25, добавляет к чеку плату за handling — сборку, и shipping — доставку заказа, это примерно еще $10-15 дополнительно, в зависимости от объемно-массовых характеристик заказанного товара.

Аналогично объясняется разница между «перемещением товара к покупателю» (добавленная стоимость, покупатель готов за нее платить) и «технологическим перемещением» (уменьшает прибыль). Предположим, что житель города Владимира заказывает комплект постельного белья на известном в стране маркетплейсе. Комплект, отправляясь со склада производителя из Иванова на подмосковные склады, проедет Владимир (так проложена самая короткая дорога между Ивановом и Москвой), на распределительном центре будет обработан, а потом по этому же пути вернется обратно, к покупателю во Владимир. Перемещения Владимир — Подмосковье и Подмосковье — Владимир будут технологическими. Или бывает так, что коробку с отвертками возят взад-вперед в распределительном центре по каким-то их складским надобностям — ячейку поменять или еще чего.

С «хранением» вроде всё понятно. Товар лежит на полке и «ждет своего часа». Всё вроде просто, но есть и опасности. В процессе хранения он может испортиться (упасть с полки и разбиться), может быть украден (к сожалению, человек несовершенен, как порой бывает: шел кладовщик мимо стеллажа, прихватил случайно SD-карту, поймали, «черт попутал, я случайно») или потерян (положили не в ту ячейку, которая отмечена в информационной системе). Надо учитывать, что вероятность порчи или утраты товара пропорциональна времени его хранения.

Следующая важная базовая вещь, которую я хочу осветить, это развитие «трех потоков» Бекмана, который разделяет логистику на входящий и исходящий трафик и доставку покупателю. У Бауэрсокса (Donald Bowersox) со товарищи находим эволюционировавшую версию этой триады: закупки — поддержка производства — доставка покупателям (буквально: procurement, manufacturing support, market distribution), хорошо «бьется» со схемой создания «цепочки стоимости» Портера.

Итак:
• закупки — обеспечение наличия требуемого запаса товара на участке торгового канала «производитель — распределительный центр торгового оператора»;
• снабжение магазинов — обеспечение наличия требуемого запаса товара на участке торгового канала «распределительный центр торгового оператора — розничные магазины»;
• доставки покупателям.

Важно, что эти потоки различны по своей природе, на это нужно обратить особое внимание в контексте нынешнего стремительного развития онлайн-торговли вообще и маркетплейсов в частности.