Кризисные 2020 и 2021 годы были сложными для торговой недвижимости, но тем не менее, не все девелоперские проекты возможно заморозить. Поэтому открытия новых объектов все равно происходят.
Из знаковых проектов, заявленных на открытие в этом году, большая часть уже открылась. Из крупных суперрегиональных выделю несколько проектов. ТРЦ «Планета» (150 тыс. м2 GBA) от MallTech в Перми – ожидаемый, качественный и самый крупный в регионе. В Екатеринбурге открылся второй по размеру в городе ТРЦ Veer Mall (167 тыс. м2 GBA), а владелец Ramus Group Рафис Мустафин запустил крупнейший ТРЦ Нижнекамска «Рамус Молл» (78 тыс. м2 GLA).
Отдельно стоит отметить ТРЦ «Грозный Молл» (59 тыс. м2 GLA) в столице Чеченской республики, который стал еще и самым большим в СКФО. Из ожидаемых в этом году проектов самый большой – ТРЦ «Город» в районе Косино Москвы (130 тыс. м2 GBA). Строительная готовность у объекта есть, а в комплексе с ним уже открыты «Леруа Мерлен» и гипермаркет «Глобус». Уверен, что в декабре мы увидим открытие и самого торгового центра.
Что интересно в регионах открываются крупные торговые центры (площадью больше 100 тыс. м2 GBA) несмотря на то, что последние пять лет на рынке говорят о тренде на районный формат. Тут дело в недостаточном количестве торговых качественных «метров» в ряде крупных региональных городов (Грозный, Нижнекамск, Екатеринбург, Пермь и др.).
А крупные объекты с точки зрения возврата инвестиций более интересны девелоперу, т.к. строительство квадратного метра большего здания обходится дешевле.
Открылись в 2021
Объект |
Открытие |
GBA\GLA м2 |
Город |
ТДК «Смоленский пассаж-2» |
открыт |
58 000 |
Москва |
ТЦ «Флотилия» |
открыт |
53 764 |
Москва |
ТЦ «Гравитация» |
открыт |
30 000 |
Москва |
ТЦ «Прайм Плаза» |
открыт |
59 400 \ 39 722 |
Москва |
ТЦ «Саяны» (ADG) |
открыт |
4 483 |
Москва |
ТЦ «Янтарь» (ADG) |
открыт |
13 945 |
Москва |
ТРЦ «Планета» |
открыт |
150 000 \ 83 105 |
Пермь |
МФК «Рамус Молл» |
открыт |
78 000 (GLA) |
Нижнекамск |
ТРЦ Veer Mall |
открыт |
76 000 (GLA) |
Екатеринбург |
ТРЦ «Грозный Молл» |
открыт |
153 000 \ 54 670 |
Грозный |
ТРЦ «Макси» |
открыт |
45 000 (GLA) |
Киров |
МФК «Океанис» |
открыт |
31 876 (GLA) |
Нижний Новгород |
ТРЦ «Рандеву» |
открыт |
27 600 (GLA) |
Нефтеюганск |
ТК «Солнечный город» |
открыт |
11 000 (GLA) |
Санкт-Петербург |
Районный формат торговой недвижимости и объекты среднего размера – наиболее популярны среди открытий этого года. Судите сами, в Москве открылись торговые центры: «Флотилия» (53 764 м2 GBA) в составе одноименного жилого комплекса, «Гравитация» (30 тыс. м2 GBA), «Прайм Плаза» (59 400 м2 GBA) от Karen Group и два общественных центра ADG Group на месте бывших кинотеатров: «Саяны» (4 483 м2 GBA) и «Янтарь» (13 945 м2 GBA).
Если говорить о других регионах, то здесь новых районников и торговых центров среднего размера меньше: в Нефтеюганске был открыт ТРЦ «Рандеву» (27 600 м2 GLA), а в Петербурге ТК «Солнечный город» (11 тыс. м2 GLA). Отдельно стоит отметить недавнее открытие в Нижнем Новгороде МФК «Океанис» (31 876 м2 GLA), где запустили торговую часть, но в следующем году будет и аквапарк со SPA зонами.
Хочу заметить, что в отличии от крупных объектов, которые применяют стратегию максимизации предложения арендаторов и услуг, большая часть районных торговых центров отстраиваются от конкурентов, выбирая специализацию: фуд-холл, общественный центр, аквапарк.
Это позволяет им реагировать на вызовы рынка, такие как конкуренция с онлайн торговлей, кризис формата гипермаркетов, ковидные ограничения.
Ожидают открытия в 2021
Объект |
Открытие |
GBA\GLA м2 |
Город |
ТЦ «София» (ADG) |
дек.21 |
65 600 |
Москва |
ТРЦ «Небо» (Солнцево) |
дек.21 |
53 000 |
Москва |
ТРЦ «Город» Косино |
дек.21 |
130 000 \ 80 000 |
Москва |
ТРЦ «Павелецкая плаза» |
дек.21 |
73 000 |
Москва |
ТРЦ «Спутник» |
IV.21 (?) |
25 000 (GLA) |
Санкт-Петербург |
ТЦ «Макси Молл (3 очередь) |
IV.21 (?) |
20 300 (GLA) |
Хабаровск |
Из наиболее ожидаемых открытий в этом году, конечно же, ТРЦ «Павелецкая плаза» (73 тыс. м2 GBA) – подземный объект под площадью Павелецкого вокзала в Москве. В сентябре этого года уже была открыта надземная часть, работы идут полным ходом – поэтому весь рынок с нетерпением ожидает торжественного открытия в декабре.
В декабре Москва увидит и самый реконструированный кинотеатр из числа проектов ADG Group – «София» (65 тыс. м2 GBA) с полным комплектом арендаторов и сервисов, а «Столица Менеджмент» откроет двери ТРЦ «Небо» (53 тыс. м2 GBA) в Солнцево. Из региональных торговых объектов в этом году успеют открыться ТРЦ «Спутник» (25 тыс. м2 GLA) в Петербурге и третья очередь ТЦ «Макси Молл» в Хабаровске.
Откроются после 2021 года
Объект |
Открытие |
GBA\GLA м2 |
Город |
ТЦ «Сказка» |
2022 |
38 600\18 500 |
Москва |
ТЦ «Дискавери Ховрино» (MR Group) |
2022 (?) |
15 000 |
Москва |
ТЦ «Садовод-2» |
2022 (?) |
108 000 |
Москва |
ГТК «Лунар» (Ленинский 38) |
2022 (?) |
13 431\1 287 (retail) |
Москва |
МФК «Солнце Москвы» (Колесо обозрения) |
2022 (?) |
35 000 |
Москва |
КДЦ «Парк Хуамин» |
2022 (?) |
105 000 |
Москва |
ТЦ «Летний сад» |
2022 (?) |
29 500 |
Москва |
МФК «Депо Три вокзала» |
2022 (?) |
8 000 (фудмолл) |
Москва |
ТПУ «Селигерская» (ТЦ) |
2022 |
160 000\145 000 |
Москва |
МФК «Заневский каскад» (4 фаза) |
2022 (?) |
40 000 (GLA) |
Санкт-Петербург |
Несмотря на заявленные ранее активные темпы строительства, часть открытий плавно переехали в следующий год (ТЦ «Сказка», ТПУ «Селигерская», МФК «Солнце Москвы», ТЦ «Дискавери»), или не спешат сообщать о сроках запуска. При этом многие эти объекты уже технически введены в эксплуатацию, или пребывают в высокой степени строительной готовности, но при этом не спешат открывать двери.
Опытные девелоперы знают, что мало построить здание – надо наполнить его арендаторами, отделка у которых занимает от двух до шести месяцев. Да и само Grand opening надо подготовить так, чтобы посетители заполнили торговый комплекс. Это зависит в первую очередь от управляющей компании, от её профессионализма и опыта работы – уверен, что рост новых объектов будет способствовать и развитию профессионального управления на рынке торговых центров.
Подводя черту, объемы торговых площадей, которые открываются в кризисные годы, радуют. Нельзя сказать, что новые проекты имеют принципиальные отличия от существующих на рынке, но виден тренд на трансформацию, развитие развлекательной составляющей, специализацию.
Хотя изменения происходят и не так быстро, как того требует рыночная ситуация. В целом, несмотря на трескучие заявления, что торговые центры умирают, альтернативы им пока нет.