Кризис формата гипермаркетов, сокращение площади, давление онлайн-шоппинга оставляют в галереях торговых центров пустующие отделы, которые иногда создают целые мёртвые зоны, а если смотреть на некоторые американские моллы, то могут и привести к закрытию объекта. Но почему это происходит? Казалось бы, функций, которые могут быть полезны и интересны в торговых центрах множество: образовательная, развлекательная, спортивная, оздоровительная, религиозная, информационная, культурная. Давайте порассуждаем как их можно применить, и какие арендаторы могут быть востребованы.

Если развлекательные форматы – не новинка для наших ТРЦ, да и обучающие присутствуют – различные лектории, образовательные пространства, школы, то культурных пока не так много. Чаще всего они представлены картинными галереями – одним из пионеров в этом были ТЦ «Времена Года», где долгое время выставка картин была организована прямо на лестничной площадке. Из необычных культурных – театры и музеи. Например, долгое время еврейский театр «Шалом» работал в торговом центре Columbus в Москве. Открываются и национальные культурные центры, особенно на тех объекта, где есть государственное участие, или обременение.

Религиозные и культовые объекты – это вообще отдельный разговор. Например, если в Турции на законодательном уровне, закреплены требования по нахождению в торговых центрах молельных комнат, или мечетей, то у нас чаще всего такие помещения размещаются в аэропортах, или вокзалах. Учитывая программу развития ТПУ (транспортно-пересадочных узлов – Ред.) в Москве, а торговых центров — в моноконфессиональных городах, уверен, что эта практика распространится и на торговые и общественные объекты. По крайней мере, в моей практике, были запросы от посетителей и локальных сообществ на открытие молельных комнат. Да и кафе с восточной едой все чаще маркируются «халяль», а церковные лавки являются одними из наиболее устойчивых арендаторов даже в период кризисов. В конце концов, по данным ВЦИОМ на 2021 год, в России живёт 96,3 млн православных и 8,7 млн мусульман, поэтому при всей необычности формата, актуальность есть.

Что касается спортивных операторов, то кроме уже традиционных фитнесов и бассейнов, существуют и более экзотические арендаторы – студии бега, которые организуют локальные сообщества и проводят марафоны, а в сегменте здоровья так вообще полный набор от салонов тайского массажа до уголков здоровья, где можно провести обследование организма.

Кстати, консалтинговое агентство A.T. Kearney еще совсем недавно прогнозировало развитие именно функционала здравоохранения, как одного из драйверов развития специализированных торговых центров в 2040 году, но, видимо, будущее наступит быстрее.


Из необычных развлекательных концепций есть ряд интересных операторов – от компьютерных клубов (или арен) до кулинарных студий. Хотя на таких площадках, как ЦДМ и ТРЦ «Ривьера», где развлекательная составляющая является определяющей, они уже достаточно давно функционируют, но для классических торговых центров будут экспериментальным проектом.

Еще один интересный формат – это интеграция жилых и гостиничных пространств в торговые центры. Если примеров гостиниц, составляющих единый комплекс с торговой частью много, то коливинги, развивающиеся сейчас в России имеют потенциал.

В Лондоне молодой стартап размещает модульные блоки коливингов на неиспользуемых площадях торгового центра и это может быть хорошим решением для тех объектов, которые долгое время испытывают проблему с заполнением пустующих пространств.


Но и в привлечении нетипичных концепций есть один нюанс – эти арендаторы платят, как правило, меньше, чем торговые, да и не все из них могут генерировать серьезный трафик. Например, коливинги готовы платить не более 12 тыс. рублей за м2, что существенно ниже торговых арендаторов. Поэтому важно найти баланс, когда сервисные и развлекательные арендаторы генерируют поток посетителей, который соседние магазины конвертируют в покупателей. Для этого важно и правильно подобрать tenant mix и моделировать потоки внутри торгового центра – тут нет какой-то «высшей математики», принципы давно известны, поэтому можно их применять и в отношении новых концепций.

Большую роль играет и окружение. Например, гастропространство в спальном районе, где проживают преимущественно люди с невысокой покупательской способностью будет неактуальным. А вот разместить лекторий в локации, где находятся студенты, может стать хорошей идеей. Важно и просчитать финансовую модель такой реконцепции с учётом замены и перемещения арендаторов, чтобы результат этих перемен в виде выросших процентов от оборота, арендных и эксплуатационных платежей покрывал затраты на содержание объекта и позволял ему развиваться.

Онлайн прирастает каждый год и пандемийные годы только усилили его победное шествие, новое поколение покупателей пока не спешит в торговые центры, покупательская способность населения снижается, а преференции в отношении ПВЗ душат традиционный ретейл.

Надо признаться, что пока универсальных рецептов, которые спасут русский торговый мир нет.


Но помимо привлечения интересных арендаторов есть и другие меры, которые могут если восстановить рост, то остановить падение. Старая добрая омниканальность, про которую все говорят, но мало кто видел, в тренде – этим путем идут сейчас и крупные сетевые ретейлеры, поэтому торговым центрам самое время подключаться, сращивать онлайн с оффлайном, добавлять в перечень сервисов и цифровые услуги, набирать базу лояльных посетителей, устраивать онлайн мероприятия и конвертировать это всё в посещаемость.

Если говорить про отстройку от онлайн-шоппинга, то меры лежат на поверхности – это работа с ретейлом по расширению ассортимента, постоянное общение с локальными сообществами для вовлечения их в деятельность торгового центра и организацию офлайн-активностей на территории, создание атмосферы комфортного шоппинга (его компоненты: чистота, дизайн, безопасность, температура и запахи, вежливые сотрудники, навигация и т.д.) Одно из очевидных преимуществ офлайн-торговли – возможность ощутить дух места, пощупать товар, почувствовать эмоции – в этом и надо отстраиваться, ведь с доставкой в снижении себестоимости конкурировать сложно.

Подводя итог – о смерти торговых центров говорить рано, но меняться необходимо, в том числе и отвечая на вызовы времени, такие как онлайн, пандемия и новые запросы молодых покупателей. Собственнику торгового центра в этом поможет и управляющая компания, которая идёт в ногу со временем, использует лучшие международные практики на нашем рынке, не боится перемен и готова отвечать за результат.