Интернет пестрит заголовками о продаже подделок на маркетплейсах. В трендах на YouTube часто можно встретить видео с заголовками «Подделки на маркетплейсах» «Разоблачение популярных маркетплейсов» и другие более жесткие и кликабельные названия. В памяти многих сразу всплывает история, наделавшая пару лет назад огромную шумиху. В 2018 году компания Samsung одномоментно отключила функцию смарт ТВ на всех телевизорах, купленных не у официальных ретейлеров. По пути Samsung тут же пошли и другие производители известных брендов. Так, в ноябре 2020 года компания LG выпустила соответствующее обновление для своих Smart TV.
Затем бренд Xiaomi начал активно блокировать смартфоны, нелегально ввезённые в разные страны. И данная тенденция все больше набирает обороты.
На этой волне многие производители всерьез задумались о контроле продаж своего товара в сети Интернет. Однако, если ранее правообладателям необходимо было контролировать только онлайн-магазины, то с появлением маркетплейсов, где количество продавцов растет с бешенной скоростью, справиться с этой проблемой самостоятельно становится практически невозможно. Ежемесячно на данную площадку приходят около 7000 новых продавцов, каждый из которых может загружать от 1 до 10 000 карточек товаров. Контролировать такой поток информации, конечно же, невозможно. В противном случае очередь на полку маркетплейса затянулась бы на несколько лет. Сейчас на данных площадках отсутствует предварительная модерация данных. Соответственно, отследить откуда у того или иного продавца взялся брендовый товар, и тем более, оценить его качество, крайне сложно. В итоге покупатель страдает от того, что потратил деньги впустую, а правообладатель бренда теряет своих клиентов и несёт существенные финансовые убытки.
Конечно, потребитель уже сейчас обращает внимание на какой площадке товар он приобретает. Все больше людей приходят к мнению, что риск приобрести «подделку» на маркетплейсе достаточно велик. Именно поэтому при покупке брендового товара большинство отдадут предпочтения официальному онлайн или офлайн-магазину. Сами же маркетплейсы ранее придерживались принципа невмешательства, ведь данная площадка выступает лишь в роли посредника между продавцом и покупателем. Однако сейчас онлайн-ретейлеры тоже стали осознавать наличие и масштаб проблемы, и бороться с ней.
За рубежом ситуация обстоит иначе. Правила, установленные на интернет-площадках Европы и Америки, позволяют производителям контролировать кто, как и по какой цене продает их товар. Возьмем, например, Amazon.
В Германии на Amazom.de может попасть только тот продавец, который предоставит официальное разрешение от правообладателя на использование товарного знака.
Но и это еще не все. Самое удивительное, что на площадке могут размещаться только те продавцы, которые имеют документ, подтверждающий регистрацию товарного знака на территории Германии.
Однако, существуют и другие площадки, на которых количество контрафактной продукции просто зашкаливает. Там с легкостью можно найти подделку на практически любой бренд. Такие площадки идут по другой модели – они не запрашивают никакие сертификаты и документы, а просто позволяют любому человеку выгружать на виртуальную полку товар. О качестве такого товара уже слагают мемы.
Нужно не забывать, что маркетплейсы – это частные коммерческие компании, которые сами устанавливают правила игры. В нашей стране при регистрации на маркетплейсе у продавца запрашивают только сертификат соответствия, который только удостоверяет соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. Тем не менее, руководство площадок стало все больше беспокоиться и том, какого качества получит товар покупатель. В Wildberries, например, для борьбы с мошенничеством и подделками используются программы на основе искусственного интеллекта.
Тут я хочу сразу отметить, что все автоматизированные и роботизированные способы борьбы с мошенничеством и подделками на маркетплейсах в российской действительности не работают. Во-первых, наши предприниматели крайне находчивы и умеют обходить любые хитрые алгоритмы. Во-вторых, невозможно проследить, какого качества товар приедет в коробке на склад маркетплейса. Только при тесном взаимодействии с правообладателями брендов маркетплейсы могут гарантировать своим клиентам доставку качественного товара. Лучше производителя свой товар не знает ни один алгоритм. Поэтому Ozon, например, с 25 августа 2021 года ввел личный кабинет бренда. Пройдя процедуру регистрации и предоставив документы, подтверждающие право на товарный знак, производитель получает информацию о том, кто продает его товар на данном маркетплейсе и по какой цене. Он также может пожаловаться на конкретного продавца, который, по его мнению, торгует нелегальной продукцией.
Сотрудничество между правообладателями и маркетплейсами заключается в непрерывном взаимодействии обоих сторон: правообладатель «подсвечивает» существующие нарушения, сотрудники маркетплейсов оперативно их отрабатывают, предоставляя юридическую информацию и контактные данные нарушителя. Далее правообладатель или его законный представитель обращается к продавцу с просьбой доказать легальность использования товарного знака. В случае игнорирования либо отказа продавца предоставить информацию о легальности использования товарного знака, правообладатель вновь обращается к маркетплейсу с просьбой принять соответствующие меры по устранению нарушений. Это классическая схема. Существуют варианты, когда при обращении правообладателя бренда администрация маркетплейса сразу же блокирует продавца либо скрывает карточку с нелицензионным (по мнению производителя) товаром до момента, пока продавец не докажет обратное.
Механизм кажется понятным и простым. Однако, как я уже сказал, маркетплейсы – частные компании, которые сами определяют свою политику. Есть площадки, которые никак не реагируют на обращение правообладателей.
Есть площадки, которые отказывают в сотрудничестве: отправляют производителей самим искать данные о нарушителях в налоговой, МВД и других инстанциях, далее – судиться и уже далее действуют по решению суда.
И вот тут-то большинству правообладателей и требуется профессиональная помощь.
А что же покупатель? Помимо возможности купить подделку для него существует еще и другая опасность: сейчас на маркетплейсах никто не проверяет наличие заявленного товара у продавца. Многие попросту торгуют воздухом, используя модель dropshipping (когда товары отгружаются покупателю со склада производителя, дилера или оптового торговца). Приведу пример. Дорогой фотоаппарат Sony лежал на складе производителя в одном экземпляре, а 15 интернет-продавцов пытались его продать за счет «ценовых войн». Спрос был большой, желающих было много. В итоге фотоаппарат получил один счастливчик, а остальные так и не дождались своего заказа.
Вообще работа маркетплейса с продавцами в России строится по двум моделям: FBS и FBO. FBS – это схема работы, при которой товар хранится на складе у продавца, а упаковывается и отправляется в маркетплейс только по факту заказа. Модель FBO – это модель по которой всё исполнение заказа переходит на сторону маркетплейса. Они и хранят товар, и отправляют клиенту по факту заказа. Модель FBS несет больше рисков для покупателя, так как торгующий «воздухом» магазин может попросту не отгрузить товар. С продавцами, которые не доставляют заказы клиентам, маркетплейсы ведут активную борьбу. Недавно Wildberries заблокировал огромное количество продавцов, у которых был низкий рейтинг исполнения заказов.
Как же покупателю себя обезопасить? Во-первых, читать отзывы. Не только о товаре, но и о самом продавце. Необходимо обращать внимание на то, у кого именно вы покупаете товар. Вероятность купить подделку у ИП Иванов Иван Иванович выше, чем у известного интернет-магазина. У большинства потребителей складывается ошибочное мнение, что они покупают у маркетплейса. Это не всегда так. Если взять, например, маркетплейс Ozon, то там доступны следующие опции: когда продавцом выступает сам маркеплейс, когда доставка осуществляется со склада Ozon и когда доставку производит сам продавец со своего склада. Поэтому, прежде чем совершать покупку, изучите, кто именно выступает продавцом. Если продавец вам не известен, поищите информацию о нем в Интернете, почитайте отзывы о продавце, посмотрите какие товары он еще продает. Во-вторых, если товар продается по низкой цене, это также должно вызвать подозрение (если это, конечно, не какая-то промо-акция от самого бренда). У каждого товара есть себестоимость и ниже этой цены он продаваться просто не может. Чаще всего за такими заманчивыми предложениями скрываются мошенники.
Существуют также определенные категории товаров, которые чаще оказываются нелицензионными (контрафактными, поддельными, «серыми»). К ним относятся: аксессуары для смартфонов, брендовая обувь, одежда и аксессуары, парфюмерия и косметика, детские игрушки и одежда. Так что, если вы решили купить что-то из этого списка, будьте особенно внимательны.
Каким образом могут обезопасить себя производители? Самый простой способ – присваивать уникальный серийный номер своему изделию. По серийному номеру товара можно проследить весь его путь движения товара (от завода до конечного продавца). Покупатель же, в свою очередь, тоже может проверить легальность приобретенного изделия, введя серийный номер на официальном сайте производителя. Однако такой процесс является дорогостоящим и сопряжен с увеличением цены на товар. Не все производители готовы идти на подобные меры.
Существует и другой способ – маркировка товаров. Сейчас в России действует обязательная маркировка на сигареты, обувь, одежду, ювелирные изделия и изделия из меха, лекарства, парфюмерию, шины, домашний текстиль и фотооборудование. К 2024 году обязательная маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию, а система прослеживания станет единой для России и ЕАЭС.
К сожалению, в настоящий момент в законодательстве не прописаны механизмы, позволяющие оказывать воздействие на маркетплейсы, на которых незаконно используется чужая интеллектуальная собственность.
Гражданским кодексом предусмотрела статья 1515 «Ответственность за незаконное использование товарного знака». Данную статью можно применить непосредственно к продавцу, например, интернет-магазину: можно подать на него в суд и взыскать компенсацию. Это судебный процесс, который, как и все судебные процессы, очень долгий и дорогостоящий.
В работе с маркеплейсом ситуация обстоит иначе. Если правообладатель обнаружил, что кто-то незаконно торгует его товаром на сайте, у него есть право обратиться к информационному посреднику (маркетплейсу) с просьбой удалить этот товар. Эта норма также прописана в Гражданском кодексе в статье 1253.1 «Особенности ответственности информационного посредника». Однако здесь загвоздка кроется в самом понятии «информационный посредник» – маркетплейс может подходить или не подходить под это определение. Однозначной судебной или нормативной практики по этому вопросу нет. Некоторые суды признают маркетплейсы информационными посредниками и накладывают на них обязательства по устранению нарушений, а некоторые нет. Четкого толкования требований статьи 1253.1 в отношении маркетплейсов сейчас не существует. Таким образом, в текущих реалиях оперативно решить вопрос с продавцами, незаконно торгующими брендами на маркетплейсах, невозможно.
Почему же маркетплейсы только сейчас начали уделять внимание проблематике продаж нелицензионной продукции? На мой взгляд, все упирается в монетизацию. Зачем тратить огромные финансовые ресурсы, если и так покупают? Главное – предложить цену пониже, и покупатели сами придут. А за качество пусть продавец отвечает. Недавно онлайн-магазин и маркетплейс Lamoda ввел тотальную проверку всех товаров, поступающих к ним на склад. Кроме того, политика компании такова, что они торгуют менее известными B-брендами, что также позволяет сократить риск появления подделок. Мир меняется. Одной лишь низкой цены для современного покупателя недостаточно.