Если говорить про рост или не рост бизнеса и различные макрофакторы, вопрос в том, что мы обсуждаем – рубли или реальное потребление. Слабо кто помнит за последние десятилетия инфляцию такого уровня во всем мире. Мы в России также видим эту инфляцию, параллельно с разрушением цепочек поставок. Плюс слабая валюта. Инфляционный рост на сегодняшний день превышает физический рост. Поэтому сам по себе оптически рынок выглядит как растущий, но с точки зрения физического потребления ситуация совершенно иная. У людей не становится больше денег и возможность закрывать свои базовые потребности сваливается в усиление рационального потребления – попытка купить калории по все более низкой цене.
Второй важный момент – тренд отрицательной демографии. По прогнозам у нас ожидаются улучшения в 2023-2024 годах. Но пока мы видим, что ничего хорошего не происходит в ситуации, при которой меньшее количество людей, несмотря на субсидии, получает меньшее количество денег и не располагает ими для потребления. Поэтому в слабом инфляционном рубле мы и видим вроде бы рост, но физическое потребление скорее падает – ничего волшебного не происходит, чудес не будет. Другой вопрос, как меняются каналы, как реагирует рынок, какие мы видим тренды.
Что касается других факторов, влияющих конкретно на наш бизнес, нужно понимать, что Сибирь и Дальний Восток – это 70% территории страны. Территории такого размера с таким небольшим количеством проживающих на ней людей нет нигде, в этом плане мы уникальное образование. В ситуации, когда эта история сопровождается отсутствием точек производства продуктов питания на этой территории, главным вопросом становится логистика, логистика и еще раз логистика. Выстраивая цепочки поставок в тех длинных плечах, с которыми мы имеем дело, мы чувствуем общемировой кризис цепочек поставок еще острее.
Поэтому делаем ставку на доступность, постоянную гибкость в принятии решений, в том числе на возможность закрывать потребности имеющимся ассортиментом. Последняя миля и обеспечение проживающих на этой территории потребителей – суперважная задача с точки зрения операционной эффективности. Точно также как и выстраивание первой мили – эффективная входящая логистика, эффективное входящее планирование, использование всех инструментов (прогнозирование, информация на уровне персональных данных) для доставки товара в нашу географическую зону. Для нас это ключевая история. Что бы не происходило в виртуальных мирах, все равно как-то до человека в Красноярском крае или Иркутской области нужно довозить продукты.
Если говорить о том, как мы собираемся работать, чтобы снижать удельную себестоимость доставки, мы закладываем снижение всех логистических костов. Сегодня мы на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири имеем катастрофическую неэффективность с большой многоуровневой дистрибуцией в каждом звене. Наша стратегическая задача на ближайший год спрямить цепочки и снизить затраты для всех участников, прежде всего для потребителя. И я бы всех к этому призывала. Конечно, можно страдать от того, что нет контейнеров и автомобилей. Но можно включить голову и понять, как оптимизировать процесс. Любая жесткая ситуация на рынке, а также жесткий дефицит рождают необходимость включить соображалку и предпринять молниеносные действия. Когда все хорошо и тарифы низкие, никто никакой оптимизацией не занимается.