Отрицательный экономический эффект коронакризиса оказался гораздо страшнее в ожиданиях нежели, чем по факту. Пик напряжения и тревоги, возникший в бизнес-среде весной 2020-го, постепенно снижался, приобретая вялотекущий характер с регулярными колебаниями в зависимости от динамики по заболеваемости или ограничительных мер правительства. Особо напряженной была весна, когда игроки рынка, будучи напуганы неизвестностью, воспринимали малейшую несговорчивость или выжидающую позицию ТЦ, как прямую угрозу выживаемости их бизнеса. Собственно, в этот момент и произошли особо резонансные разногласия между арендодателями и арендаторами, о которых стало известно за пределами рынка торговой недвижимости. Ко мне обращались друзья и знакомые из совершенно других сфер и других стран с вопросами о том, что же у нас произошло и действительно-ли все так плохо как говорится в СМИ.
Падение трафика в 2020 году согласно данным Watcom составило -30% по России, - 31% по Москве, и -38% по Санкт-Петербургу. Согласно данным Росстата падение реальных располагаемых доходов населения в 2020 году составило -3,5%. Однако, по разным оценкам экспертов, падение в среднем составило около 30%. Безусловно статистика Росстата отражает сильно усредненные показатели, включая госсектор, где падения доходов не произошло. Однако если посмотреть вокруг (особенно вокруг торговой недвижимости, ретейла, малого и среднего бизнеса), то очевидно, что количество людей, оставшихся без работы или потерявших доход выше, чем в предыдущие кризисы. Таким образом, снижение посещаемости и чувствительная покупательская способность, продолжают оказывать давление на рынок ретейла. Это, с одной стороны. Но другой, уже десятилетие как рынок движется к балансу между арендатором и арендодателем. Об этом свидетельствует переход от фиксированного арендного дохода к динамическому – в зависимости от товарооборота, происходит возмещение затрат на отделку арендодателем и т.д. И этот процесс сейчас находится в динамике.
Значит в обозримом будущем мы увидим еще более интегрированные подходы к формированию арендной ставки. Возврата к предыдущему уровню фиксированных арендных ставок в обозримом будущем не произойдет. Арендный доход, скорее всего, будет расти за счет процента от товарооборота.
Думаю, все происходящее сейчас на рынке, каким бы болезненным оно ни было, оздоравливает его, делает более устойчивым. Проверяются на прочность укоренившиеся бизнес-подходы, целые компании и команды, и конкретно лично каждый человек. На место устаревших, раздутых бизнес-моделей приходят новые.
По мнению некоторых игроков, весна 2021 года может оказаться тяжелой в связи с истощением «подушек безопасности» бизнеса. Подобный сценарий также озвучивался экономистами в разгар весны и лета 2020 года при обсуждении мер поддержки малому и среднему бизнесу. По оценкам экспертов, запас прочности этих бизнесов варьируется от 3 месяцев до 1 года.
Однако, на мой взгляд, в случае с коронакризисом самое непредсказуемое позади. Сейчас бизнес уже понимает, чего ожидать от клиентов и как работать в условиях ограничительных мер. Также компании сейчас являются более подготовленными к дистанционному формату работы: перешли на электронный документооборот, научились работать удаленно, но в команде и т.д.
Также мы понимаем, что спрос, несмотря на давление на покупательскую способность, остается. По данным Infoline, fashion-рынок по итогам 2020 года сократился в денежном выражении не более чем на 20%, что на мой взгляд, весьма хороший показатель.
Динамика в fashion является показательной т.к. это не сегмент товаров первой необходимости. Раз есть покупательский спрос в fashion, значит рынок в целом активен и будет развиваться и дальше.
Главная → Мнение → Материалы
→