В 2020 году люди не просто приобрели новый опыт. Пандемия и трансформация, которая в связи с ней произошла в обществе, оставит свой след в привычках потребителей: бесконтактная доставка, концентрация на безопасности, внедрение в повседневную жизнь правил посещения людных мест и многое другое. В связи с этими изменениями торговая сеть «Командор» выделила несколько трендов, которые, по нашему мнению, нужно учитывать в планировании деятельности на 2021 год:
• Рост онлайн-продаж. Эта тенденция очевидна в условиях пандемии. И мы нацелены на увеличение доли продаж через онлайн-магазин торговой сети и через маркетплейсы.
• Тренд на экономию. Все больше покупателей внимательно смотрят на цены, сравнивают их, стараясь экономить. Для удовлетворения этой потребности необходимо увеличивать в ассортименте долю предложений по низкой цене. Это касается как дискаунтеров, так и товаров в супермаркетах. А также необходимо поддерживать эту тенденцию в промо-предложениях.
• Собственные торговые марки (СТМ). От потребителя мы видим запрос на качественные товары без нитратов и консервантов, особенно для детей. В основном речь идет о товарах с небольшим сроком годности. С точки зрения логистики – это очень сложная история. Поэтому необходимо больше привлекать местных производителей и создавать собственные торговые марки.
• Собственное производство. Несмотря на пандемию, спрос на готовую еду снова начнет расти, однако и потребность в безопасности никуда не исчезнет. К тому же нарастает тренд на экономию времени. Поэтому в 2021 году необходимо с одной стороны расширить предложение готовых блюд, с другой – сделать их приобретение максимально комфортным для покупателя. Наша цель – быстро удовлетворить потребность в еде, чтобы покупатель не тратил время на готовку, а провел его с близкими.
• Диджитализация. Меняется привычный способ общения между продавцом и покупателем. Наши покупатели становятся цифровыми, они ищут продукты в интернете, общаются с брендами в сети. И для того чтобы оставаться для них интересными, необходимо меняться: усиливать коммуникацию в цифровом пространстве.
• Развитие глобальных экосистем, таких как Яндекс, Google, Сбер. Мы должны четко понимать наше место в таких коллаборациях. Хотя конкурировать с гигантами невозможно, не стоит боятся прогресса – нужно сотрудничать и быть открытыми к диалогу. Если потребителю удобно получать услуги в одном месте, на одной площадке, наша задача – дать ему такую возможность.

Наша компания работает в двух форматах: дискаунтер под брендом «Батон» (130 магазинов) и супермаркет под брендом «Гастроном Красный Яр» (65 магазинов).
2020 год стал вызовом для предпринимателей всех отраслей и внес свои коррективы в ретейл. В этом году, полагаю, внешние индикаторы особенно меняться не будут и наметившиеся тренды продолжат свое развитие.
В 2020 году мы зафиксировали кардинальную перемену ландшафта потребления – покупатели в обоих форматах магазинов стали реже посещать торговые точки, но при этом, корзина потребление (средний чек) покупки вырос.
Формат дискаунтера на фоне общей экономической ситуации демонстрирует рост - у нас уверенный like for like (рост сопоставимых продаж в магазинах – Ред.). В гастрономах появился особенный спрос на продукцию для здорового питания, в ответ на который мы запустили ЗОЖ-корнеры.
С точки зрения структуры покупки покупатели стали более рационально принимать решения после шоковых закупок впрок, которые были в марте 2020 года. Думаю, эта чувствительность к цене будет просматриваться и далее. Интересно, что требования к качеству, особенно свежих продуктов, растет. И нам важно, как ретейлеру, в форматах «у дома» держать NPS (Net Promoter Score – индекс лояльности клиентов – Ред.) на высоком уровне.
В 2020 году все ринулись развивать доставку, интернет-магазины запустили, в том числе, и многие региональные ретейлеры. Мы тоже, буквально, за 3 недели организовали сервис доставки продуктов из наших гастрономов. Важно отметить, что в региональных моделях доставки пока нет «денег». Поэтому для нас это лишь сервис. Но мы верим, что через 3-5 лет покупатель станет омниканальным. И уже сейчас готовимся к этому. Ключевой вопрос - как сделать unit-экономику положительной. Повторюсь, в онлайн-формате этого пока нет.
С точки зрения корпоративной культуры, хочу отметить, что наша команда превратилась в виртуальную: мы переосмыслили процессы и выделили в структуре компании отделы, которые могут работать удаленно, и, которые могут работать по смешанному графику: home-офис /офис компании. Благодаря этому нарастили свою бизнес-эффективность. Теперь офлайн проходят только стратегические встречи. Операционные совещания эффективнее и быстрее в онлайне. Уверены, это и есть стандарт работы будущего.

Часть трендов была заметна уже в предыдущие годы и получила развитие в 2020 году: это сокращение доли несовременных форматов торговли, появление и бурное развитие дискаунтеров, нишевых и онлайн-игроков и др. Но были и тренды, которые стали следствием пандемии и предсказать появление которые заранее было крайне сложно. Мы ожидаем, что большая часть этих факторов продолжат влиять на рынок и в 2021 году.

• Из-за пандемии потребитель пересмотрел подход к шоппингу в целом: на первое место вышли безопасность и удобства покупки. Это заметно по трафику в российском ретейле – при росте суммы разовой покупки россияне стараются ограничивать частоту визитов в магазин.

• Изменилось поведение потребителей: они стали гораздо более рациональны в покупках, заметно сократили траты на непродовольственные товары, не первостепенные услуги и развлечения. Пересмотр трат не затронул расходы на продовольственные товары, напротив, ожидания покупателей остаются на высоком уровне – на первом месте свежесть товара, удобство и привлекательные цены.

• Ускорилась цифровизация в ретейле, в том числе, на уровне потребителя. После весеннего пика заболеваемости коронавирусной инфекцией в 2020 году интернет-магазины получили огромное число новых пользователей, часть из которых наверняка продолжит пользоваться этим способом шоппинга.

• Ужесточение конкуренции в офлайн-торговле. На фоне стагнации доходов потребителей усиливается конкуренция в ретейле. Мы ожидаем, что с рынка продолжат уходить небольшие сети с неэффективным бизнесом и продолжаем рассматривать возможности для некрупных сделок с их площадями.