Россия — страна невыученных уроков, пошлых понятий и крепостных «цифровых душ». «Экосистемы» — сколько всего отзывается в сердце бизнесмена, смотрящего в будущее, когда при нем произносят это слово. А позволительно ли ему самому произнести этот магический набор букв: «э-к-о-с-и-с-т-е-м-а»? Но что лежит в основе этого понятия в самом базисе? Так ли оно нужно и то ли мы принимаем за бизнес-экосистему, что принимают в мире? Вопросов с новым понятием много, а ответы мы получим, разобравшись вместе с самого начала.

Новый компот
В нашей стране в передовой прослойке бизнеса повелось каждые 5 лет варить новый компот бизнес-подходов из старых ингредиентов, жадно прихватывая с Запада модные словечки, понятия, глубоко в них не вникая, но нещадно эксплуатируя формальные признаки. В нашу почву чего ни кинь, обязательно вырастет или лопух, или автомат Калашникова, обычно говорят знающие люди. Совсем недавно позабавились нанотехнологиями, так ничего и не получив, кроме великолепной госкорпорации «Роснано» и уже ушедшего Чубайса, который был счастлив, что «денег у нас много», но не результатов. Потом к нам прилетел шальной «аджайл», нас посетили «лин-сервисы», сейчас многие увлеклись «дизайн-мышлением», коучингом и т.п.

Всё это круто, если помогает бизнесу. Главное не увлекаться этими нововведениями, забывая, что бизнес — это ежедневная рутина, которая строится на разумных решениях и рациональных действиях бизнесмена.

Ложное направление
Так что же у нас с экосистемами? Видя внешнюю сторону так называемых экосистем, бизнес стремительно идет в ложном направлении.

А что он видит? В поле зрения попадает то, что потребителю оказывается куча бесплатных сервисов. Возьмите «Яндекс», вот тебе «Навигатор» — бесплатно, а вот тебе «Переводчик» — бесплатно и т.д. Или у Nike — тренировки бесплатно. Не вопрос. И зачастую у бизнесменов средней и мелкой руки создается впечатление, что крупные корпорации приучают потребителей к невероятной халяве, что, конечно, их раздражает. И иные в погоне подражательства начинают и на свои бизнесы навьючивать бесплатные сервисы, которые якобы, по их гипотезе, повышают лояльность.

Но в какие времена «халява» повышала лояльность? О лояльности, как побочном продукте больших корпораций, еще можно говорить: они вездесущи и им хочется быть там, где их нет, любой ценой, для того чтобы «а вдруг и здесь заработаем скоро денег». Но хрупкий бизнес средних и малых компаний не идет ни в какое сравнение с бизнесами корпораций.

Новая монополия
Но крупные компании же не идиоты! Зачем они всё это делают, неужели только ради лояльности? И тут мы подходим к сути понятия «экосистема». Нормальный бизнесмен всегда скажет: «Ты мне по-русски объясни, что весь этот новояз, этот зоопарк терминов значит?» И так простым русским языком можно объяснить, что экосистема — это просто монополия нового типа, монополия цифрового века. Вы, возможно, скажете: «Ну, мы догадывались об этом, а что нам делать с этой информацией и как нам это использовать себе во благо?»

Прежде чем перейдем к ответам, давайте зададим себе еще один вопрос: а нужна ли нам в принципе экосистема в нашем бизнесе? Ответ очень простой: если есть возможность ее построить, то, конечно, нужна. Но можно жить без экосистемы? Ответ тоже будет четкий: да, можно. Большинство компаний не являются монополиями и прекрасно себя чувствуют.

Так на что же тогда монополия у экосистемы? Ответ очевиден: на персональные данные потребителя. Раньше монополии захватывали сырьевые ресурсы (нефть, газ, алмазы и т. п.), инфраструктурные мощности (железные дороги, водопровод, ранее телефоны, телеграфы и т.п.), а теперь они захватывают наши «цифровые души». Пока им нужны наши «живые цифровые души», а потом, может, и до мертвых цифровых душ доберутся, из данных о мертвых тоже можно делать деньги.

Портрет цифровой души
Из чего состоит «цифровая душа»? Она состоит из данных о нашем поведении, о нашем перемещении, о наших тратах, о наших связях и обо всех тонкостях нашей оцифрованной сущности.

В цифровом мире все устремления корпораций направлены именно на завоевание персональных данных. Поэтому, когда вы строите экосистемы на дополнительных бесплатных или платных сервисах и при этом не имеете стратегии обмена данными между различными сервисами, то вы выбрасываете деньги на ветер. Экосистема и нужна, чтобы данные от одного сервиса этой экосистемы передавались другому.

Возможно ли сейчас построить экосистему, чтобы стать монополистом? Крайне сложно, так как количество людей на планете Земля ограничено и нас уже затянули в несколько экосистем, но хорошая новость заключается в том, что человек может находиться одновременно в нескольких экосистемах и это некоторым образом делает монополию на данные не жесткой.

Резонно спросить: «Так, значит, получается, что наращивание сервисов — это вторичная задача?» Ответ: «Да!» И еще один уточняющий вопрос с вашей стороны: «Получается, что в первую очередь нужно уметь работать с данными?» Ответ: «Именно в этом и состоит построение экосистемы — работа с данными для разных частей экосистемы».

Угрозы
Кажется, что экосистемы — это тот мейнстрим, который определит всю дальнейшую картину бизнеса, и он неуязвим, так как является плоть от плоти цифровым. Но так ли это на самом деле? Оказывается, и у этого формата существуют существенные угрозы и нам бы хорошо о них знать, чтобы использовать для своего роста и построения стратегии.

Попробую обозначить некоторые угрозы:
1. Пока наше законодательство отстает от бурного развития цифровой индустрии, но и туда рано или поздно дотянутся руки антимонопольного ведомства. В данном случае никто не знает, какое это будет законодательство, но в нашей стране исторически так сложилось, что монополии особо не ущемляют. Возможно, это будет и не угроза, а только помощь.

2. Развитие технологий движется по спиралям, и сейчас мы подходим к вершине спирали, когда все данные находятся в одних руках: они централизованно собираются и централизованно хранятся. Вспомните наши цифровые монополии: «Сбер», в какой-то степени сюда можно отнести маркетплейсы, к примеру Wildberries. Wildberries по количеству оцифрованных данных о нашем поведении, возможно, является одним из лидеров. Еще можно отнести к монополиям операторов связи МТС, «Мегафон», «Билайн» и, конечно, «Яндекс» и Mail group. В какой-то момент людям это может не понравиться, и они будут перетекать туда, где нет централизованного хранения и сбора информации, технологии такие уже есть, и они могут тоже нести угрозу существующим монополиям и экосистемам.

Душевный стриптиз
Экосистема с точки зрения потребителя — это, с одной стороны, удобство, а с другой — душевный стриптиз, когда ты становишься абсолютно прозрачным в своих желаниях и будущих поступках для коммерческих и государственных институтов. По всей видимости, это такая цена прогресса, которую нам предстоит заплатить сегодня и в будущем.

Несколько практических советов при построении экосистемы, если вы надумали ее строить:
• Заранее продумайте, как вы будете обмениваться данными между сервисами. Для обмена данными у вас должна быть сквозная учетная система по продукту и покупателю.
• Экосистемы — это порождение цифрового мира и 4-й технологической революции, поэтому у вас должно быть всё оцифровано, чтобы вы могли строить свою экосистему.

Что нужно оцифровывать?
Покупателя (его действия), товар (от характеристик до его движения), поставщиков и партнеров, которые, заходя в вашу экосистему, тоже должны быть полностью оцифрованы. Возьмите пример с «Яндекс.Такси». Все их водители полностью оцифрованы: всё общение через приложение, оценка, расчеты, идентификация и даже наказания — всё в мобильном приложении. Клиенты «Яндекс.Такси» тоже оцифрованы: вы же ввели свои данные, включая ваше местоположение, — сами и отдали их системе.

• Магазин 4.0 — нуждается в экосистеме, и строить ее нужно на базе мобильной платформы, покупатель легче всего оцифровывается, когда устанавливает себе мобильное приложение.
• Многие экосистемы нуждаются в очень большом количестве людей — тогда они работают. Если у вас экосистема, состоящая из людей, которые выполняют задания для других, и если потребители к вам обращаются за свободными руками, но у вас нет их в каждом регионе присутствия, то интерес к вашей экосистеме будет невелик. Поэтому на первоначальном этапе такие экосистемы затягивают к себе как можно больше участников, даже работая в убыток. Когда же система наполнится, они начнут уже зарабатывать.
• Если нет возможности сделать экосистему своими руками, то можно стать частью другой экосистемы. Так поступил Nike, войдя в экосистему Apple.
• Экосистема — это контакты с покупателем. Для оценки эффективности экосистемы поставьте себе цель: стоимость контакта с покупателем и процент конверсии в платный продукт. Конечно, при условии, что у вас в экосистеме есть платные и бесплатные сервисы.

Новые правила битвы
За экосистему нужно биться, но правила битвы немного другие, чем они были в аналоговом мире. Вспомните, как вы осуществляли экспансию своих сетей: по сути, вы захватывали местность, чтобы не дать присутствовать там своим конкурентам. Вы монополизировали трафик, который был вокруг или внутри этой локации. В цифровом же пространстве потребитель без труда перемещается куда ему вздумается. Он может купить товар в Лондоне, потом заказать его на Ozon, поэтому смысла в монополизации и захвате локации становится меньше. Но есть то, что находится в недостатке всегда, — это личные данные покупателя. Вот за них сейчас и разворачивается основная битва. Принять участие в ней — значит захватить важную высоту и удерживать целый цифровой регион, который будет населен множеством ваших покупателей.