Если говорить про российский ретейл в целом, я бы выделил три основных тренда, которые будут определять рынок в 2021 году. Это омниканальность, цифровизация бизнеса и активное развитие дискаунтеров и всего, что связано с сетями эконом сегмента.
В 2021 году нас ждет очень интересная история, на рынке столкнутся принципиально разные бизнес модели. Никто не сомневается, что развитие интернет-торговли и омниканальной торговли - это будущее ретейла. Но рынок еще не переживал столкновения радикально разных компаний, подходов к товаропроводящей цепи и к взаимодействию с покупателем. В этом году мы начнем понимать, какая из бизнес моделей будет более эффективна - интернет-магазины офлайн сетей, маркетплейсы или глобальные экосистемы.
Схлестнутся условные «Спортмастер» и Сбербанк, H&M и «Яндекс» - абсолютно разные компании окажутся на одном рынке.
Это будет похоже на бой, в котором одновременно принимают участие самолеты, корабли, танки, воины с саблей, луком и лазерной пушкой. У каждой из бизнес моделей есть свои конкурентные преимущества. Например, классические ретейлеры сильны тем, что контролируют товаропроводящую цепь, умеют импортировать продукт, имеют свою инфраструктуру, а кто то и свое производство. Маркетплейсы совмещают разные модели. В этом году мы увидели, как IKEA и Decathlon, которые обычно сторонились партнерств с точки зрения ретейла, начали сотрудничать с маркетплейсами.
И третья бизнес модель, которую рынок только начинает прощупывать, это экосистемы. Потребитель окружен несколькими разными сервисами, которые позволяют ему экономить, получать доступ к спецпредложениям. Это фантастическая вещь, которая для мира является очень новой. В России эта модель продвинулась, и «Яндекс» и Сбербанк – это национальные лидеры, высокотехнологичные компании с серьезными амбициями и возможностями. Думаю, что и Mail.ru Group будет активно развиваться в этом направлении. Ни в Европе, ни на американском рынке я таких примеров не наблюдаю.
Второй тренд – цифровизация. Ее очень часто отождествляют с омниканальностью и e-commerce. Но я считаю, что она абсолютно самостоятельна и требует отдельного внимания. Это все что касается бизнес-процессов внутри компании, аналитики, взаимодействия с партнерами. Без дальнейших инвестиций в цифровизацию жить просто невозможно. Но нужно понимать, что нас ожидает много вопросов, связанных с безопасностью в этом направлении. С одной стороны, зависимость от цифровых сервисов положительна, быстрее работает компания, быстрее принимаются решения, больше процессов автоматизируется. С другой стороны, цифровые системы могут в какой-то момент просто встать и принести огромные потери финансовые и репутационные. Цифровизация будет в 2021 году очень серьезно менять компании изнутри.
Третий тренд – дискаунтеры. В России до сих пор не было сетей дискаунтеров, на мой взгляд. На рынке много примеров «мягких дискаунтеров», а реальных дискаунтеров как в Европе у нас нет. Есть близкие к этой модели Fix Price, «Светофор», «Доброцен», «Батон». Казалось бы, платежеспособность населения у нас ниже, но аналогов немецких и американских сетей этого формата у нас не появилось.
Ведь дискаунтер это вовсе не грязный пол и задрипанное помещение в неудобном месте, а определенный принцип ценообразования.
Они не смотрят, сколько какой-то продукт стоит у конкурентов, а смотрят сколько может и должен стоить этот продукт с точки зрения производства. Благодаря оптимизации товаропроводящей цепочки цены на полках европейских дискаунтеров такие фантастические. В России такой подход пока никто не использует. Вторая особенность дискаунтера - это существенная доля СТМ. С этой точки зрения дискаунтерами можно считать IKEA и H&M. Я думаю, новые дискаунтеры начнут появляться в 2021 году, российский бизнес будет потихоньку заимствовать эту модель. В первую очередь это будут именно продуктовые сети.
Да, модель дискаунтера может быть успешна как в продовольственном ретейле, так и в нон фуде. Но не для всех сегментов эта модель будет работать. Сложность в том, что в России традиционно высокая брендозависимость, в отличие от Европы. Мы пока не дошли до этого этапа развития рынка. Например, в сегменте бытовой техники и электроники брендозависимость очень высока, потребитель покупает не содержание товара, а именно бренд. Никому не нужны дешевые смартфоны, люди готовы покупать iPhone или Samsung для имиджа и статуса. Тоже самое с сигаретами, там тоже высокая брендозависимость. Но в других сегментах непродовольственного ретейла, где брендозависимость отсутствует или не так ярко выражена, дискаунтеры могут быть успешны. Это одежда, товары для дома, строительные материалы, мебель, бытовая химия. В меньшей степени это парфюмерия и косметика.