Каждый уважающий себя ретейлер рассказывает на конференциях про бесшовность, омниканальность, big data, положительный клиентский опыт и много других прекрасных вещей, позволяющих удерживать в сетях онлайна клиента, хоть раз туда залетевшего.
Компании тратят значительные, вернее, очень значительные средства на умных чат-ботов, контекстную рекламу и прочие прелести современной торговли, без которых сегодня никуда.
Когда выбор огромен, купить еще сложнее. Так же как красавица в растерянности стоит перед забитым гардеробом, но не знает, что сегодня надеть.
На самом деле все это миф. Я лично измучился в поисках такой утилитарной вещи, как прикроватная тумба (вернее две) для тестя и тещи. Требования невысоки: «У меня непритязательный вкус. Мне вполне достаточно самого лучшего» (Оскар Уайльд был великим человеком). Испробованы были уже самые различные стратегии, вплоть до поиска по картинкам в интернете. Но личное знакомство с предметом в шоуруме всегда разочаровывало. Наступила апатия и прострация, когда ты уже готов сделать все что угодно, лишь бы побыстрее решить проблему.
Поэтому, когда, заказав в интернет-аптеке витамины для ребенка, я получил письмо с огромным списком «подарков», то воспринял это как руку судьбы. Рука оказалась счастливой: на втором или третьем месте в длинном списке значилась скидка (не 3%, не 5% и не 10%, а огромная) на мебель во французском интернет-магазине (назовем его для простоты X).
Но я не торопился и хотел изучить все условия. А они были королевскими: бесплатная курьерская доставка, оплата при получении, простой возврат и т.д. 9 из 10 онлайн-покупок делается после чтения отзывов. Под тумбочкой их было 14, и я прочитал все. Для примера сравнил с отзывами под другим предметом интерьера и решил, что они настоящие. Тумбочку за что-то ругали, но в целом клиенты со всех уголков страны были в восторге. Значит, не только у меня непритязательный вкус!
Тянуть было уже незачем. Дальнейшие события можно описать с точностью до минуты, потому что их фиксировала почта «Яндекса». Я положил товар в корзину, промокод сработал, и я занялся процедурой регистрации, которая была объемнее, чем обычно! Но ведь и товар объемный! Искусственный интеллект, видимо, забеспокоился. В 21:49 поступило письмо, что моя скидка увеличивается на 1% и «предложение действует всего 72 часа». Каждая копейка ныне дорога, конечно, я воспользовался этим предложением. А попутно заметил, что не вписал индекс. Умный алгоритм не дремал, в 21:59 в почте оказалось еще одно письмо: скидка опять увеличилась на 1%.
Попутно еще приходили письма, обещающие скидки, подарки и все на свете. Аттракцион невиданной щедрости нужно было прекратить. Все необходимые кнопки нажаты. И я с удовольствием читал: «Вуаля! Дело в шляпе!.. Если все товары в вашем заказе имеют статус «Товар в России», посылка будет отправлена со склада на следующий день». Я ликовал и уснул сном младенца. Телефон разбудил ни свет ни заря: оператор магазина X хотела убедиться, что это я сделал заказ. Заверил, но, конечно, больше не заснул. За последующие 34 часа я получил еще четыре Х-письма: в них предлагались «неожиданные подарки», «специальные предложения» и «отличное дополнение к вашему приобретению»: пододеяльники из перкали и шторы из велюра. Я чувствовал приятную заботу о себе, летал как на крыльях и предвкушал, насколько счастлива будет теща, когда курьер внесет в ее дом французские тумбочки.
Ровно через 5 минут почта пополнилась письмом: «Только СЕГОДНЯ для ВАС действует скидка… Торопитесь, время действия акции ограничено!» Еще через 2 минуты поступил «подарок от сайта — персональный купон».
Я нажал отписаться от рассылки. Вуаля?