Илья, вы были в числе тех, кто подписал открытое обращение к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой распространить меры поддержки наиболее пострадавших от пандемии отраслей не только на малый и средний бизнес, но и на крупный. Была ли обратная связь, есть ли надежда, что крупный fashion-ретейл получит помощь?
— Вначале пообещали, как всегда, поддержку, но потом нашлись оговорки, и мы уже не надеемся, что это произойдет. Но боремся. Следующее обращение мы написали Володину (спикер Госдумы Вячеслав Володин. — Ред.) с просьбой ускорить принятие законопроекта, предусматривающего для арендаторов возможность разрывать договоры аренды в одностороннем порядке. Как все знают, сейчас идет спор между ретейлерами и девелоперами. Ранее крупнейшие владельцы торговых центров обратились в Госдуму с просьбой не принимать этот законопроект.
Мы хотим иметь возможность выходить без огромных штрафных санкций из этих договоров, которые подписывались совсем в других условиях. Но лобби торговых центров, конечно, сильнее. И здесь мы, к сожалению, наверное, проиграем.
Биография
Илья Ярошенко начал заниматься бизнесом в 1991 году, будучи студентом Московского энергетического института, в том числе производством и продажей одежды. С 1998 года он начал развивать бренд BAON, который поначалу стал известен как одежда для горных лыж и сноуборда, активного зимнего и летнего отдыха. В настоящее время в магазинах сети продается ассортимент мужской, женской и детской одежды в стиле casual и fashion-casual. Более 150 магазинов более чем в 50 городах России, в Казахстане и Белоруссии, есть интернет-магазин. По данным TNS, M'INDEX узнаваемость бренда BAON растет: с 26,5% в 2014 году до 37% в 2017 году. Илья Ярошенко сам увлекается спортом. Является участником соревнований по триатлону IRONMAN и более сотни международных.
ТРЦ понимают, что от банкротства арендаторов им лучше не станет? Есть ли сегодня возможность с ними договориться?
— С некоторыми мы уже договариваемся. И этот процесс не останавливается. Но есть упертые ТРК, которые считают, что лучше здесь и сейчас я сниму денег с этого ретейлера, так как все равно он не жилец. Речь не идет про нашу компанию, а в целом про позицию управляющих компаний некоторых ТРК по отношению к арендаторам. Они предпочитают через суд получить от арендатора шесть депозитов (аренду за 6 месяцев), а дальше им такие компании не интересны. А есть такие торговые центры, которые вообще не разговаривают. Неадекватные. Но такие были всегда и в более, скажем так, лайтовые кризисы, как, например, в 2014 году (сейчас, оглядываясь, можно сказать, что он был попроще). Мы идем к таким на переговоры, а нам другие арендаторы завидуют и говорят, что их даже на переговоры не пускают.
Кто ведет себя так неадекватно? Это крупные или мелкие ТЦ, регионы или Москва?
— Ни от географии, ни от масштаба такое поведение не зависит. Среди таких есть и сетевые торговые центры, и крупные не сетевые. Но есть и лояльные торговые центры. Я не хочу сейчас называть конкретные названия, чтобы не обрубать себе возможность переговоров. Но в ретейле то же самое, есть те, кто строго стоит на своей позиции. Например, нам сейчас дают 50% скидки на аренду за апрель и май. Извините, но мы не работали. И не получили ни копейки выручки. Зачем нам ваша скидка 50%? Но у торговых центров свои расходы, их тоже можно понять. Поэтому дальше будем мериться силами — у кого лоббистские возможности окажутся сильнее.
Как найти баланс? Хватит ли у государства денег поддержать и ретейлеров, и девелоперов?
— Это уже задача государства решать, кого поддерживать. Может, лучше поддерживать конечного потребителя, а он выберет, у кого покупать. Но государство должно не только обещать, но и делать. Пока только обещания с его стороны. Я знаю, что некоторые ретейлеры звонят в банки и спрашивают насчет льготных кредитов. А банки отвечают: «Какие льготные кредиты? Мы вам закрываем кредитную линию, вы не выполняете ковенанту, у вас упали обороты, поэтому о кредитной линии забудьте». Сейчас самый период выкупа зимней коллекции, а кредитная линия закрывается.
И если говорить про уровень скидок в fashion, то те, кто намерен выжить, не будут распродавать все по 70-90%. Но закрываться игроки будут, и мы уже слышим некоторые названия компаний, которые планируют это сделать. И тогда слив товара будет обеспечен, мы увидим скидки и 70%, и 80%, и 90%. Ретейлерам не нужен будет этот товар, и они будут от него избавляться. Как действовать тем игрокам, кто не будет уходить с рынка, непонятно. Мы поставим какую-нибудь промоакцию на 20-30%, а рядом будет товар с 90%-ной скидкой. Это будет одна из проблем рынка.
Но что из приятного: многие ткани зависят от цены на нефть, и мы уже сейчас видим, что азиатские поставщики цены на ткани снижают. Плюс у них падение спроса, весь мир у них стал меньше заказывать. С одной стороны, у нас будет новый курс доллара, на который мы пока еще не обращаем внимание, я честно, пока не слежу за ним, но скоро пойдут оплаты за зимнюю коллекцию, и мы про него снова вспомним. Но с другой стороны, лояльные китайские поставщики понимают, что нужно сохранять клиентов, и цены будут держать ниже.
В каком объеме онлайн в Baon компенсировал потерю выручки?
— У нас 75-80% продаж до режима самоизоляции приходилось на собственную розницу. Онлайн-продажи, конечно, не смогли компенсировать. Более того, интернет-продажи в апреле просели из-за того, что Wildberries (где мы продаем товар) закрыл некоторые ПВЗ, возможность примерки и сделал предоплату. В мае мы надеемся выполнить план, сравнимый с маем 2019 года. Мы сделали несколько мероприятий с Wildberries и надеемся, что будут сопоставимые цифры. Но это все равно не компенсирует потерю выручки в офлайновой рознице.
Сегодня-завтра у нас открываются какие-то магазины, но мы не ожидаем, что выстроится очередь и нам придется волнорезы ставить и выводить дополнительные смены. Такого не произойдет еще очень и очень долго.
Если верить прогнозам Нассима Талеба, автора книги «Черный лебедь», то в будущем мир посетят более серьезные болезни. Это значит, что бизнес вынужден будет трансформироваться. Какие навыки должен развивать в себе предприниматель с учетом меняющегося мира и какой вы видите розницу будущего?
— Я не вирусолог и не знаю, какие болезни в будущем могут посетить мир. Но что-то будет происходить. И уже наверняка не будет тех сытных нулевых годов, когда все спокойно развивалось и работало. Насчет навыков, то всем нам нужно быть более гибкими. С теми же договорами аренды, которые есть, уже в будущее не пойдешь. Они должны быть либо привязаны к проценту от продаж, либо как-то гибко меняться.
Возможно, поменяются условия работы: после 2 месяцев карантина многие не захотят ехать в офис, а многим и не нужно будет это делать. Я, например, прекрасно освоил работу дома. Думаю, не нужны будут большие офисы, не нужно будет столько торговых центров. Нам всегда говорили аналитики, что мы отстаем по количеству ТЦ от Европы. А может, и правильно, что мы отстаем. Может, мы перепрыгнем этот этап, как перепрыгнули с мобильными банками. Ведь сегодня Россия входит в топ-3 или топ-5 стран по уровню цифровизации банкинга. Поэтому, может, мы перепрыгнем и этап развития торговли, а этот кризис подобьет нас действовать более активно. Wildberries выходит на рынок Польши, Словакии, а этот значит, что мы что-то умеем. Мы где-то в чем-то отстаем, но кризисы дают возможность догнать передовые страны.
Какой тогда будет розница будущего?
— Будет больше онлайна. Нынешний онлайн не справляется. Я сижу дисциплинированно дома, не хочу никуда выезжать. Каждый день пытаюсь сделать какие-то заказы и вижу, что практически все интернет-магазины работают отвратительно. Я живу за городом, 10 км от МКАД, и это целая проблема — довезти мне заказ. Должна однозначно улучшаться логистика.
Офлайн останется, но он будет еще более омниканальный, для потребителя будет больше возможностей. И думаю, что гигантских магазинов не будет. Борьба за метраж, которая была, сойдет на нет. Мы, например, открывали магазины сначала площадью 300 м2, потом — 400 м2, позже — 700 м2. Ну и зачем это? Такой ассортимент проще в Интернете выставить. Магазины станут более компактными, но более нашпигованными новыми технологиями.
Материал подготовлен по итогам онлайн-дискуссии Retail Today: Fashion & Beauty 2020, прошедшей 14 мая 2020 года.