Как изменилась складская логистика за время пандемии? Кто станет бенефициаром текущего кризиса? Планируют ли арендаторы складов менять программы развития? Участники рынка обсудили реалии и перспективы своего сегмента. 

На складском рынке столичного региона доля пустующих площадей составляет 2,5% (к концу года она увеличится до 3%), а средняя ставка — 3960 рублей за 1 м2 в год, но сделок на рынке мало. Такая ситуация благоприятна для будущего девелопмента, и я надеюсь, что в следующем году мы увидим рост рынка и по площадям, и по сделкам. Пришел ли кризис на рынок складов, поймем в конце года. Часть арендаторов испытывают трудности. Но их выбытие компенсирует рост спроса со стороны электронной торговли и продуктового ретейла. Также на ситуацию влияет снижение запланированного ввода новых объектов. В результате баланс сохраняется.

Кто является основным потребителем складских услуг? Если до кризиса 2008 года основной спрос формировали операторы сферы «транспорт и логистика», на которых в совокупности приходилось 44% всех сделок (в регионах до 66%), то после выхода из кризиса лидирующие позиции на рынке заняли компании розничной торговли и дистрибуции, на которых в спросе приходилось 30% и 26% соответственно (а к 2017 году доля розницы выросла до 45%). Но за последние 3 года доля розницы сократилась до 29%, зато до 12% выросла доля онлайна, которого до 2008 года вообще не было (а по итогам I квартала 2020 года на него пришлось 45% спроса в столичном регионе). Потеряли свои позиции и дистрибьюторы. Произошло это потому, что многие производители стали прямыми поставщиками в сети. 

Изменение структуры сделок в складском сегменте по типам арендаторов в 2012-2020 гг., Источник: Knight Frank

Что же будет дальше с рынком и потребителями? Мы видим большой (примерно 1 млн м2) неудовлетворенный спрос на склады последней мили в столице. Из существующих складов только 6% — это склады класса А, остальное — В. Доля вакансии — всего 3,2%. Это говорит о том, что любой качественный склад при правильной коммерческой политике будет успешен.
Был период, когда все говорили, что нужно автоматизировать склады для повышения скорости их работы. Многие девелоперы и ретейлеры летали в США и Китай к крупным игрокам перенимать опыт в этом вопросе. Но до реализации проектов не доходило, поскольку дешевая рабочая сила в России позволяла эффективно справляться с проблемами, просто улучшая управление. Но сейчас с учетом изменения всего на свете многие логистические компании, на мой взгляд, все-таки займутся автоматизацией. И хотя это дорогие проекты с длинной окупаемостью, крупные игроки смогут себе их позволить. Все, что мы видели в рекламных роликах про склады с летающими роботами Amazon и Alibaba, ждет и нас. Это лишь вопрос времени.

А еще, на мой взгляд, настало время для возврата на рынок и роста логистических операторов. Если посмотреть статистику, то 6-7 лет назад провайдеров на рынке было много. Но в последние годы их вытеснили профи, которые нацелены на долгосрочные контракты аренды. Тем не менее в кризис многие компании утратили понимание долгосрочности своей стратегии. Им нужна аренда на 3-6 месяцев, и решить эту задачу они пытаются и через логистических провайдеров, поскольку с собственниками складов не договориться. 


За 1,5 месяца карантина мы увидели взрывной рост спроса. По сравнению с тем, что было до пандемии, мы отгружаем в 3-4 раза больше товара. Это заставляет нас двигаться активнее. Но мы, как розничная компания, не можем думать только о скорости. Мы должны думать и о клиенте, о его безопасности. А это сдерживает развитие. Нам приходится тестировать на вирус всех сотрудников, которые заступают на вахту. При этом мы видим отток персонала (особенно из регионов). По нашей компании 25% сотрудников отказались работать, поскольку боятся заражения. Набираем новичков. Но на их адаптацию и обучение требуется время, да и производительность у них ниже, чем у опытных специалистов.  

Что будет после карантина, пока не загадываем. Но у нас нет иллюзий, что спрос в онлайне останется такой же, как сейчас. Откат неизбежен. Тем не менее новые клиенты, вышедшие в Интернет во время карантина, накопят потребительский опыт и оценят плюсы онлайна — скорость, удобство, ассортимент. Так что рост спроса и после карантина будет высоким. Поэтому свои планы развития, в том числе в логистике, мы кардинально менять не будем. В марте мы решили создать новый склад. И уже вошли в сделку. Также изучаем рынок складов последней мили в столице и в других регионах. И развиваем собственную курьерскую доставку. За время кризиса у нас вырос процент предоплаты заказов, но полностью на нее мы не перешли. Что касается мер безопасности, принятых во время кризиса, то многие из них мы планируем стандартизировать.

Есть направления ретейла, в работе которых практически ничего не изменилось. Это, например, фарма. Между тем в сегменте запчастей обороты сократились на 20-30%. Но мир из-за этого с ног на голову не перевернулся. Тем не менее немало экспертов, которые до сих пор верят в рост интернет-торговли в 5-10 раз. Но этого не будет. В Интернете тот же fashion показывает динамику на уровне январских распродаж. Это хорошо, но не в 5 раз больше, чем было. А значит, чуда не произошло.
Что изменилось в нашей работе? Как любой складской оператор и ретейлер, мы используем временный персонал. Но сейчас решили полностью от него отказаться, поскольку это несет определенные риски для безопасности. Обходимся штатными сотрудниками, перепрофилируем их под новые задачи внутри компании. Персонал обучается и старается активнее работать, в том числе с онлайном. Это первое. Из-за частой дезинфекции и мер по сокращению контактов людей снизилась скорость выполнения операции. Это второе. В-третьих, изменилось планирование. Обычно мы актуализировали планы раз в три дня, а сейчас горизонт сократился. Клиенты воспринимают это адекватно, не требуют невозможного и ценят четкость выполнения операций.
Не могу сказать, что офлайн-ретейлеры из числа наших клиентов (а их 140) кинулись открывать онлайн-магазины. Хотя мы на первой же неделе карантина обсуждали с ними такую возможность. Но нет. Хотя все это технически реализуемо, проблема в головах. Многие сказали: у нас это не заложено в стратегию, поэтому реагировать не будем. Предпочитают страдать.
С тезисом об откате e-commerce после завершения карантина я соглашусь. Думаю, что непродуктовый ретейл вернется к ожидаемому росту — плюс 10-15% годовых. Ведь за любой революцией (а сейчас именно она, поскольку темп развития Интернета уже на уровне 2025 года) следует контрреволюция. Люди вернутся в обычные магазины. Они любят шуршать вешалками и трогать вещи. Да еще и соскучатся за время изоляции. Возможно, некоторые ретейлеры из наших клиентов и не хотят резко ничего менять, потому что понимают, что к моменту перестройки поезд уже уйдет.
А с идеей возвращения на рынок логистических операторов я не согласен. Сделки возможны. Но это будут сделки двух тонущих людей, которые хватают друг друга, чтобы продержаться на плаву. Такие пары обычно возникают на 6 месяцев. Это сиюминутная история, которая вряд ли перерастет в длительный тренд.
Отдельно хочу сказать про доставку. У нас есть два бизнес-направления со своим транспортом. Они думали, что люди в изоляции увеличат число транзакций документов. Но эта надежда не оправдалась. Перевозки документов сократились. Поэтому коллеги стараются перенаправить свой московский транспорт на доставку и уйти в коллаборации с другими игроками. Но транспорт у них специфический — для перевозки тех же продуктов не подходит, поэтому заказов немного. Но мы собираем партнерские портфели и строим удобные цепочки. Например, перевозим остатки коллекций одежды из ТЦ на маркетплейсы.
Кстати, стрессовая ситуация подсветила недостатки логистических схем многих интернет-магазинов. Я не говорю про агрегаторы, у которых нет логистики, а есть только красивый интерфейс. Но и у серьезных ребят с хорошей логистикой есть сложности: на уровне и складского подбора, и продажи несуществующего товара, и перевозки товара из магазина в магазин…
Из кризиса выйдет победителем тот, кто выстроит логистику с безупречным сервисом. Потому что люди за время пандемии «покушали разного», поработали с разными площадками, получили опыт (не всегда позитивный).
А вообще ситуация в экономике сейчас напоминает картинку из ранних фильмов Тарантино: шесть человек направили друг на друга оружие, и если кто-то выстрелит — погибнут все. Так и у нас: если кто-то не заплатит, валиться станет вся экономика, и складская отрасль тоже. Таков принцип домино. Будем надеяться, что яма кризиса будет не очень глубокой и процессы на рынке не станут необратимыми.

Складской сектор в этот кризис чувствует себя гораздо стабильнее, чем рынки торговой и офисной недвижимости, а также стрит-ретейл. Во многом это происходит благодаря онлайну. Да, в последние годы он рос в хорошем темпе, но у него не было возможности рвануть. А сейчас эта возможность создана искусственно. К этому не все были готовы. Но мы видим, как офлайн стремительно становится удобной площадкой для онлайна. В нашу жизнь входит омниканальность: компании, работавшие только в традиционном ретейле, начинают выстраивать интернет-торговлю, формировать соответствующую инфраструктуру, логистику. В цепочках есть распредцентр, с которого товар доставляется до магазина или пользователя. Иногда доставляют на фуре, иногда на самокате — в любом случае логистика очень важна.
Растет интерес к складам и у фуд-ретейла, который является главным потребителем мультитемпературных складов, где появляются автоматизированные решения. Многие компании также задумываются об автоматизации отдельных складских процессов под задачи конкретного клиента. Например, о внедрении сортеров, позволяющих быстро и качественно ускорить процессы. Вообще, сейчас фактор скорости становится важнейшим для жизнеспособности компании: скорость отгрузки каждого заказа, скорость каждого автомобиля имеют значение.
Мы становимся свидетелями того, как каждый конкретный объект повышает свою эффективность.

Мы пережили период пиковых нагрузок, который был у всех в продуктовом ретейле. Что в результате изменилось в нашей складской логистике? Во-первых, появилось требование социального дистанцирования. Мы ограничили доступ чужих водителей к нам на склад. Они теперь находятся в отдельной комнате и следят за приемкой товара по видео. Во-вторых, появилось требование, чтобы персонал разных смен не пересекался. Одна смена выходит на 2 недели, а потом ее сменяет другая — через небольшой промежуток на уборку и санобработку склада. Те, кто приезжает на вахту, тоже изолированы в общежитиях так, чтобы не пересекались друг с другом. В-третьих, отказываемся в деловом обороте от бумаги и от прямых контактов с поставщиками и магазинами.
Не могу сказать, что принципиально в нашей работе что-то изменилось. Но на первый план вышли задачи прогнозирования спроса. Это головной мозг всей нашей логистики. Кроме того, стала гораздо важнее быстрота реакции. Если раньше мы пересматривали прогноз на основании 7-дневной аналитики, то сейчас делаем это 2 раза в неделю на основании 3-дневных данных. Все слишком быстро меняется. Мы стараемся оперативно ловить новые тренды и рыночные сигналы и на их основе корректировать цепь поставок. Хорошо, если автоматизация в этом помогает. Но это происходит не всегда.
В целом мы с кризисом справляемся — магазины работают, ждут покупателей. По некоторым районам изменилась карта спроса — в торговые точки приходят не студенты и не клерки, как раньше, а другие люди и за другими товарами. Но кризис повлиял положительно на эффективность нашего взаимодействия с контрагентами и на оперативность работы. Планы развития мы будем корректировать по ситуации, стараясь оставаться максимально проворными и гибкими. В этом залог успеха.
Кстати, я не считаю, что онлайн будет бенефициаром этого кризиса. Покупка все-таки процесс эмоциональный (особенно покупка еды). Хочется выбирать, переворачивать, нюхать. Так что после карантина люди вернутся в офлайн, правда будут более осторожны, чем раньше.
Но кризис на складском рынке неизбежен. И мы только входим в него. На моей памяти это четвертый кризис — пройдет и он. Важно только не терять бодрость духа, критический взгляд и не бояться экспериментировать.


По мотивам выступлений на вебинаре «Новый портрет потребителя склада. Реалии и возможности», организованном Knight Frank.