По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в I квартале 2020 года продажи новых автомобилей составили 398,5 тыс. штук, они выросли на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В марте продажи увеличились на 4%, до 162,3 тыс. автомобилей. В АЕБ мартовский всплеск продаж связывают с ослаблением рубля и стремлением людей купить машину до подорожания. В апреле, когда из-за эпидемии коронавируса россиянам велели оставаться дома, рост сменился резким падением.
Продажи обрушились
«Ситуация в разных регионах сильно отличается, продажи сейчас осуществляют только дилеры в Самарской области, в остальных регионах хуже. В Нижнем Новгороде и Саранске, несмотря на то что там продавать автомобили разрешено, по факту продаж нет, потому что клиенты в салоны не идут. Перемещения по городу ограничены, и покупка автомобиля далеко не самое важное, чем можно заняться в период пандемии», — говорит генеральный директор АО «Лада-Сервис» Александр Бредихин. В остальных городах, где представлена компания, автосалоны закрыты.
«При этом есть возможность продавать машины с помощью онлайн-заказов. И мы готовы к этому формату взаимодействия с клиентом, но есть вопрос: готов ли клиент покупать автомобиль, используя такую технологию? Если готов, то после получения оплаты автомобиль можно либо забрать из автосалона, либо заказать доставку на дом эвакуатором. Это новые технологии, не все дилеры одинаково к этому готовы, но те, кто будет этим заниматься, будут иметь преимущества по сравнению с остальными», — уверен Александр Бредихин. По его словам, несмотря на все усилия, продажи упали на 75-80% по сравнению с обычным уровнем апреля. Сервисное обслуживание автомобилей в большинстве регионов работает в обычном режиме, спад не такой критичный, 30-40%.
«В Москве и Московской области все дилерские центры закрыты на карантин. Те продажи, которые будут в апреле, — это контракты, которые мы не успели передать в марте. Это не очень большой объем, примерно 10% от наших обычных продаж», — констатирует генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.
«В Москве и Московской области все полностью закрыто, у нас не работают ни продажи, ни сервис. В Санкт-Петербурге ситуация немного лучше, там закрыты продажи, но сервис работает в режиме максимальной защиты клиентов. Увеличены промежутки между клиентами при полной записи, это уровень 50-60% от прошлого периода. Какая-то выручка есть, это нас спасает», — говорит директор по развитию ГК «Рольф» Владимир Мирошников.
Как автодилерам воспользоваться кризисом, читайте здесь.
«Продажи обрушились, по итогам апреля относительно прошлого года будет в 6 раз меньше. Главная причина — не закрытие автосалонов, а снижение покупательской активности, если бы салоны работали, показатели были бы получше, но падение продаж все равно было бы колоссальным. Сервис работает, но с очень большими ограничениями, жесткими требованиями, чтобы клиенты не пересекались друг с другом, поэтому мы работаем только по предварительной записи, все коммуникации ушли онлайн. Падение сервиса будет 30-40% к уровню прошлого года», — считает председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.
Генеральный директор «Автоцентр Премьера» Владимир Сипко называет Тольятти тихой гаванью. «В отличие от других городов, мы еще работаем. Кроме выдачи автомобилей по заключенным контрактам в марте, есть единичные продажи в апреле, пять-шесть автомобилей на салон, в основном в среднем и высоком сегментах. К сожалению, клиенты с суммой до 1 млн рублей просто исчезли, их нет. Трафик в салонах упал на 80%, это три-пять обращений в день», — сетует он.
Резать расходы
На этом фоне автодилеры разрабатывают антикризисные планы и готовятся сокращать расходы, урезать фонд оплаты труда и увольнять персонал. Перспектив сохранить и прокормить весь коллектив нет, в этом году численность сократится минимум на 30%, признают в ГК «ТрансТехСервис». Кризис быстро отфильтрует неэффективных сотрудников, говорят автодилеры.
ГК «Рольф» также оптимизирует маркетинговые бюджеты. «Прямой маркетинг на продажи автомобилей сейчас остановлен, потому что это выброшенные деньги. До конца карантина реклама бессмысленна, мы уходим в социальные сети», — говорит Владимир Мирошников. «Рекламой можно привлекать трафик, но стоимость одного контакта выросла от 4-5 до 10 раз. Грубо говоря, чтобы получить один контакт на дистанционных продажах, нужно в маркетинг заложить всю дилерскую маржу в ноль. Экономического смысла развивать эту технологию я не вижу», — объясняет Денис Петрунин.
Выживайте сами
Правительство включило продажи автотранспорта в перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших от коронавируса. Однако получить обещанные меры господдержки пока не удается. Причин несколько: у многих автодилеров при регистрации были указаны другие коды ОКВЭД, чем в официальном перечне правительства. Кроме того, помощь обещана только малому и среднему бизнесу, а по оборотам большинство дилерских центров не вписываются в эти лимиты.
Справка
На прошлой неделе президент Владимир Путин провел совещание по вопросам развития автомобильной промышленности, на котором объявил о мерах поддержки автопрома. На льготные программы поддержки спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» из федерального бюджета дополнительно направят 7 млрд рублей, на поддержку льготного лизинга выделят 6 млрд рублей на программы «Российский тягач», «Своё дело», которые также предполагают скидку покупателям по авансовым платежам. Помимо этого, 2,5 млрд рублей пообещали выделить компаниям каршеринга и предусмотреть для них льготные лизинговые механизмы. Остальные меры поддержки автопрома направлены на увеличение спроса на транспорт со стороны государства и компаний с госучастием.«Мы видим по телевизору заявления о желании помочь нашей отрасли. Это очень отрадно, но пока до реальности не дошло. Кроме писем Минпромторга мы ничего не видели, на практике никакой поддержки не ощутили. Банки и лизинговые компании, когда мы обращаемся к ним за пролонгацией договоров, говорят, что чрезвычайное положение не объявили, поэтому спасайтесь сами, вы нам должны, платите, все остается как было», — рассказал Владимир Сипко.
«Основной вариант, к которому мы готовимся, — что никакой помощи не будет. Денег нет, но вы держитесь. Вот и готовимся держаться без денег. Хотя помощь реально нужна, ситуация очень тяжелая, падение продаж ужасное, и, судя по всему, оно будет затяжным. Поводов для оптимизма в этом году я не вижу. Ну разрешат нам открыть автосалоны и что? Покупатели от этого не появятся. Очень нужна поддержка со стороны государства наших клиентов, чтобы активнее вливать деньги в оживление потребительского спроса», — говорит Вячеслав Зубарев.
Разные варианты и сценарии самоспасения готовят в ГК «Рольф». «Мы возвращаем программы, которые у нас были в 2008 и 2014 годах, смотрим их эффективность, делаем подготовительную работу. Уходим в два направления — сервис и страхование. Это то, что до конца года будет вытаскивать дилерские центры. По финансовым услугам основной акцент — на пролонгацию договоров. Объясняем клиентам, что аварии никто не отменял, а без страховки они не смогут отремонтировать машину», — подчеркивает Владимир Мирошников.
Тяжелый год
Директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков прогнозирует, что во второй половине 2020 года спрос будет на 30-40% ниже довирусного уровня. На продажах скажeтся девальвация рубля, связанный с ней рост цен на автомобили и снижение покупательной способности населения.
Независимый эксперт авторынка Сергей Бургазлиев ожидает по итогам года падения рынка легковых автомобилей в пределах 800 тыс. — 1,1 млн штук. В 2019 году, по данным AEB, продажи новых машин на российском авторынке составили 1 млн 759 тыс. штук. «Самый стрессовый сценарий, если ничего не поменяется, никакой поддержки со стороны государства не будет, ни автодилерам напрямую, ни мер по поддержке спроса, то рынок может скатиться до уровня продаж 463 тыс. автомобилей. Надеюсь, что это все же маловероятно. Мой основной прогноз: при нынешних мерах поддержки автодилеров объем продаж может составить около 830 тыс. автомобилей, — говорит Сергей Бургазлиев. — Со стороны государства сейчас нужно сделать все, чтобы спасти отрасль, потому что если осуществится самый печальный прогноз, кризис растянется не на год-два, а на следующие 4-5 лет».