1. В топ-10 российских онлайн-магазинов впервые вошла интернет-аптека
В десятку крупнейших интернет-магазинов России, по версии аналитического агентства Data Insight, впервые вошла онлайн-аптека — apteka.ru. По итогам 2019 года она поднялась с 13-го на 7-е место. Это онлайн-проект крупного российского фармдистрибьютора «Катрен».
Новичком среди лидеров российской онлайн-торговли, по оценке Data Insight, также стал маркетплейс «Беру» (входит в совместное предприятие Сбербанка и «Яндекса»): он за год взлетел в рейтинге с 52-го на 9-е место. В топ-10 попал и AliЕxpress Russia, совместное предприятие китайского интернет-гиганта Alibaba Group, Mail.ru Group, «МегаФона» и РФПИ. По итогам 2019 года он занял 6-е место рейтинга, учитывались обороты лишь российских продавцов (в основном они представлены на площадке Tmall).
По данным Data Insight, продажи на «Беру» в 2019 году выросли на 849%, до 27,7 млрд рублей. Меньшие темпы роста показал AliExpress Russia: выручка выросла на 162%, до 36 млрд рублей. У apteka.ru выручка подскочила на 171%, до 34 млрд рублей.
Темпы роста в 2019 году «Беру» обеспечил тем, что активно набирал лояльных клиентов, подключал новых партнеров, пояснил его представитель. Компания инвестировала в логистическую инфраструктуру, маркетинг, расширение ассортимента, добавляет он.
Рост продаж в разных категориях на AliExpress Russia связан с тем, что за полгода ассортимент увеличился до 1,5 млн товаров, а количество российских продавцов — до 10 тыс., рассказал его представитель.
А apteka.ru начала расти быстрыми темпами еще в конце 2018 года, когда региональные сети также начали наращивать присутствие в Интернете, — ей пришлось активизироваться, чтобы обезопасить свое лидерство, считает Овчинников. По его словам, вырваться в лидеры apteka.ru позволила стратегия по развитию: компания стала активнее вкладываться в рекламу, партнерство с другими интернет-аптеками, ввела более агрессивную ценовую политику, улучшила свои логистические возможности.
Apteka.ru поднялась в рейтинге благодаря значительному расширению ассортимента и ускорению доставки — в среднем на 7 часов, считает гендиректор владельца платформы, «Катрен», Леонид Конобеев. По его словам, в планах apteka.ru на 2020-й — рост примерно на 70%.
Топ-10 российской интернет-коммерции по оценке Data Insight за 2019 год
1. Wildberries: онлайн-продажи — 210,6 млрд рублей
2. «Ситилинк»: онлайн-продажи — 90,4 млрд рублей
3. Ozon: онлайн-продажи — 80,7 млрд рублей
4. «М.видео»: онлайн-продажи — 57,5 млрд рублей
5. DNS: онлайн-продажи — 53,7 млрд рублей
6. AliExpress Russia: онлайн-продажи — 36 млрд рублей
7. Apteka.ru: онлайн-продажи — 34,2 млрд рублей
8. Lamoda: онлайн-продажи — 33,2 млрд рублей
9. «Беру»: онлайн-продажи — 27,7 млрд рублей
10. «Эльдорадо»: онлайн-продажи — 27,6 млрд рублей
2. Кинотеатры запустили услугу по доставке еды
Четвертая по размеру киносеть в России «Каро» (управляет 246 кинозалами — данные «Невафильм Research» на февраль 2020 года) запустила доставку продукции кинобаров, сообщил «Ведомостям» ее представитель. Пока услуга доступна для москвичей, а в меню только «классика» — попкорн, чипсы, начос и снеки для здорового питания.
Продажа еды и напитков приносит кинотеатрам 27% от общей выручки, следует из данных исследовательской компании «Невафильм Research» 2018 года. У «Каро» этот показатель составляет 35%, уточнила вице-президент по управлению маркетингом, кафе и кинобарами «Каро» Ольга Проскурякова.
Из-за распространения коронавируса кинотеатры еще в конце марта вынуждены были временно приостановить свою деятельность. Доставка попкорна, по словам Проскуряковой, — дополнительный сервис и возможность сохранить контакт со зрителем.
О запуске доставки еды для жителей Петрозаводска объявила еще одна крупная киносеть — «Мираж синема» (пятая по размеру, управляет 172 кинозалами — данные «Невафильм Research» за февраль). Это партнерский проект «Мираж синема» и бистро Pure, которые находятся на территории 17 из 24 кинотеатров сети, говорится в сообщении киносети. В меню доставки — попкорн, пицца, стритфуд, безалкогольные напитки и снеки. Если результаты эксперимента будут успешны, проект будет запущен и в других городах присутствия сети, указано в сообщении «Мираж синема».
3. Мировой fashion-рынок ждет сильнейший спад со времен Второй мировой
Из-за кризиса, вызванного пандемией COVID-19, в целом по миру средняя рыночная капитализация игроков, специализирующихся на производстве и продаже одежды, обуви и аксессуаров, уже упала на 40%, говорится в совместном исследовании McKinsey и The Business of Fashion.
В России продажи в fashion-сегменте могут сократиться на треть, если режим самоизоляции продлится до начала лета этого года. Последствия текущего кризиса могут быть сопоставимы с экономическим спадом времен Второй мировой войны, предупреждают аналитики.
Аналитики McKinsey и The Business of Fashion прогнозируют, что по итогам 2020 года объем выручки всего международного рынка моды сократится на 30%, в сегменте luxury падение составит до 39% год к году. По итогам 2019 года объем всей мировой fashion-индустрии составлял $2,5 трлн, говорится в исследовании.
В России сектор роскоши также пострадает больше остальных, в том числе из-за низкого уровня присутствия в Интернете и большой зависимости от сервиса универмагов и квалифицированной оптовой торговли, соглашаются аналитики Fashion Consulting Group (FCG). Негативное влияние на рынок окажет падение реальных доходов покупателей.
В случае если магазины одежды будут закрыты в течение 2 месяцев, как минимум 80% публичных компаний, зарегистрированных в Европе, ждет финансовая катастрофа, прогнозируют аналитики McKinsey и The Business of Fashion. Они предрекают банкротства сразу ряда крупных транснациональных корпораций на рынке моды в течение ближайших полутора лет. Не спасает ситуацию и последовательный переход в онлайн: продажи через Интернет из-за пандемии вируса COVID-19 на китайском рынке снизились на 15-25%, в Европе — на 5-20%, в США — на 30-40%.
Падение продаж в fashion-сегменте России в денежном выражении может составить до 30%, если режим самоизоляции продлится до начала лета этого года. Такие подсчеты по запросу «Ъ» сделала «Infoline-Аналитика» в начале апреля. Объем рынка в минувшем году составил 2,27 трлн рублей, ранее подсчитали в FCG.
4. Операционная компания Ozon перешла в залог под заем Сбербанка
Сбербанк предоставил онлайн-ретейлеру Ozon заем на пополнение оборотных средств в размере 6 млрд рублей, следует из сообщения сторон.
Средства предоставила кипрская структура Сбербанка Sberbank Invesments Ltd. Ozon намерен использовать их для финансирования текущей операционной деятельности, а также усилить программу развития логистических мощностей в рамках стратегии, говорится в сообщении.
По данным Kartoteka.ru, 26 марта операционная структура Ozon — ООО «Интернет решения» — перешла в залог Sberbank Invesments Ltd до исполнения обязательств по договору.
Ранее сообщалось, что в первом квартале Ozon совокупно привлек $150 млн от текущих акционеров Baring Vostok и АФК «Система», а также американской инвесткомпании Princeville Capital.
5. 2000 предприятий легкой промышленности просят помощи
Предприятия легкой промышленности и операторы торговли товарами легпрома обратились с открытым письмом к органам власти Российской Федерации, включая президента Владимира Путина, премьер-министра Михаила Мишустина и глав субъектов РФ, с просьбой оказать государственную поддержку этому сектору экономики, оказавшемуся в крайне тяжелом положении.
Обращение к органам власти подписали свыше 2 тыс. производителей товаров легпрома и ретейлеров со всей России — как крупные компании, так и индивидуальные предприниматели, самозанятые лица. Среди них — Дом моды Виктории Андреяновой, сети магазинов «Буду мамой», Babochka, петербургский Большой Гостиный Двор и многие другие.
«Производители и продавцы одежды, обуви и аксессуаров оказались в тяжелейшем положении, не имея возможности выпускать и реализовывать свои товары, — комментирует президент Русской ассоциации участников fashion-индустрии (РАФИ) Татьяна Белькевич. — Даже те, кто продолжает торговать онлайн, столкнулись с серьезным падением спроса — и для его восстановления потребуется не один месяц после окончания карантинных мер. Уже сегодня перед целым рядом компаний стоит вопрос ликвидации бизнеса, с каждым днем их список будет расти. Нам действительно нужна помощь, и это беспрецедентный случай, когда такое количество предприятий объединилось, чтобы заявить о себе и своих нуждах».
Большинство мер поддержки, уже принятых государством, не распространяется на легкую промышленность и непродуктовую розницу.
По официальным данным, на 1 января 2020 года в России в сфере текстильной промышленности и производства одежды действовало 18,3 тыс. предприятий, а операторы ретейла товаров легпрома обеспечивали более 3,5 млн рабочих мест и сотни миллиардов рублей налоговых поступлений.
Среди предложенных представителями легпрома мер господдержки: включение легкой промышленности, а также оптовой и розничной торговли товарами легпрома в перечень наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса отраслей экономики; объявление пандемии COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы, позволяющим пересматривать договоры аренды; предоставление арендных каникул до 30 июня 2020 года, затем — расчет арендной платы по формуле «процент от оборота» до конца 2020 года; отмена ряда налоговых выплат за весь 2020 год; отсрочка введения обязательной маркировки товаров легпрома; введение моратория на требования банками досрочного погашения выданных кредитов до конца 2020 года и некоторые другие меры.
Главная → Дайджест → Материалы
→