1. Сообразили на четверых
Alibaba Group, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Mail.ru Group и «МегаФон» раскрыли детали совместного e-commerce-проекта. На Восточном экономическом форуме, который проходил с 11 по 13 сентября во Владивостоке, компании объявили о создании совместного предприятия AliExpress Russia. Основная часть новой компании достанется Alibaba Group (48%), «МегаФон» получит 24%, Mail.ru Group — 15%, РФПИ — 13%. В состав СП войдут принадлежащие Alibaba Group российские части торговых площадок AliExpress и Tmall, а также маркетплейс Pandao, созданный Mail.ru Group. Помимо торговых площадок, Alibaba Group и Mail.ru Group внесут в СП денежные средства. Также деньги в проект вложит и РФПИ — до $300 млн в обмен на долю в проекте. В свою очередь, «МегаФон» передаст Alibaba Group свои 10% акций Mail.ru Group в обмен на долю в СП. Стороны отметили, что AliExpress Russia получит доступ к стомиллионной аудитории Mail.ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх. Кроме того, платформу планируют использовать для вывода российских продавцов на глобальный рынок.
2. Растить с малого
Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) и X5 Retail Group (сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) подписали соглашение, согласно которому будут помогать сельхозпроизводителям поставлять продукцию в продуктовые сети. «Дорожная карта» подразумевает создание механизма, когда малые и средние сельхозпредприятия смогут поставлять свою продукцию на полки магазинов Х5. Со своей стороны, Корпорация МСП организует процесс «доращивания» таких компаний до уровня и стандарта качества, с которыми работают ретейлеры, посредством образовательных мероприятий и финансовой гарантийной поддержки со стороны корпорации. В X5 рассчитывает через сотрудничество с Корпорацией МСП расширить круг региональных производителей группы Х5 из сектора малого и среднего бизнеса.
3. У нового директора будет весь «О'Кей»
Пост генерального директора ГК «О'Кей», одного из крупнейших российских продуктовых ретейлеров, занял Армин Бургер (на фото), до этого возглавлявший сеть дискаунтеров «ДА!», входящую в «О'Кей». Теперь он совместит два эти поста. Как сообщили в компании, Армин Бургер сосредоточится на повышении темпов трансформации бизнеса в сфере гипермаркетов, а также на продолжении развития обоих ретейлинговых форматов. Предшественник Бургера Миодраг Бороевич останется советником гендиректора. Бургер пришел в сеть «О'Кей» в 2013 году, заняв должности члена правления группы компаний и гендиректора сети «ДА!». Бороевича назначили гендиректором «О'Кей» в марте 2017 года. До этого он возглавлял розничную сеть REWE Italy (подразделение REWE International AG, включающую сеть Billa), а также занимал различные должности в европейской сети гипермаркетов Kaufland (входит в Schwartz Group).
4. Лечиться своим
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров призвал довести долю российских лекарств на рынке до 50%. Он заявил, что не видит «никаких барьеров» для разработки и производства лекарственных препаратов в России. Чиновник отметил, что в настоящее время отечественные препараты занимают около 30% российского рынка. «Мы начинали в 2007 году с 30 млрд рублей, сегодня их свыше 1 трлн рублей», — сказал он. По мнению Мантурова, достичь уровня 50% необходимо к 2020 году. По словам Мантурова, Министерство промышленности и торговли рассчитывает на принятие до конца года поправок, разрешающих выращивание в России опиумного мака. Это растение необходимо для производства в стране 13 лекарств, 10 из которых входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
5. Москва опустилась
Москва заняла пятое место в России по обеспеченности торговыми площадями, следует из исследования консалтинговой компании Knight Frank. По данным исследователей, на 1 тыс. человек в Москве приходится 502,3 м2 качественных торговых площадей. По этому показателю столицу обогнали Екатеринбург (671 м2), Самара (616 м2), Петербург (528 м2) и Нижний Новгород (519 м2). Наиболее обеспеченным торговыми площадями округом «старой» Москвы стал Центральный (640 м2). За ним расположились Южный (638 м2) и Северный (628 м2). Наименее обеспеченными оказались Восточный (231 м2) и Юго-Восточный (438 м2).
Государственный пожарный надзор сможет получить новые обязанности — проверять торговые центры на соответствие требованиям пожарной безопасности на этапе строительства или даже на уровне разработки градостроительной документации. Проектом закона, в частности, предлагается обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности. Также сказано, что в случае принятия законопроекта нужно будет согласовывать с сотрудниками государственного пожарного надзора капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов. Таким образом, участие пожарных инспекторов может быть предусмотрено на всех стадиях строительства зданий с массовым пребыванием людей.
«Почта России» планирует построить на Дальнем Востоке логистической центр стоимостью 3 млрд рублей и площадью 17 тыс. м2. Таким образом, компания планирует расширить количество доставляемых в Дальневосточном регионе посылок до 15 млн в год. К реализации этого центра намерены приступить в 2019 году, в 2019-2020 годах он уже должен выйти на проектные мощности. Это будет не только зона сортировки, но и современного складского хранения.
Осенью «Почта России» планирует запустить строительство 38 логистических центров в 34 городах РФ. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 24 млрд рублей. Планируется, что крупные интернет-ретейлеры смогут арендовать площади на складах этих комплексов. Кроме того, «Почта России» планирует ускорить доставку посылок из Китая и приступит в ближайшее время к развитию экспресс-канала доставки, что позволит сократить сроки с текущих 2-3 недель до 1 недели, а в перспективе — через 1,5-2 года — до 3 дней. Это касается товаров стоимостью $10-15.
8. Захватить мир к 2010 году
Крупнейший в мире одежный ретейлер, испанская компания Inditex, запустит онлайн-продажи товаров всех своих брендов по всему миру, сообщили СМИ. Компания планирует выйти на онлайн-рынки всех стран мира, включая те, в которых у Inditex нет магазинов, к 2020 году. Inditex управляет более чем 7,5 тыс. физических магазинов в 96 странах. В настоящее время компания продает свои товары через Интернет в 49 государствах. В портфель брендов ретейлера входят Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и Uterque.
Южнокорейский производитель электроники Samsung открыл в индийском городе Бангалоре крупнейший в мире магазин по продаже смартфонов — 3 тыс. м2. При нем также открылся сервисный центр. Помимо телефонов, в магазине представлены бытовая электроника и другая инновационная продукция. Подобные торговые точки Samsung рассчитывает открыть еще в нескольких крупнейших городах Индии. Индия — второй по величине рынок смартфонов в мире после Китая. В стране по франшизе уже работают 2100 магазинов Samsung. Основным конкурентом компании на индийском рынке считается китайская Xiaomi Corp., при этом флагманских магазинов другого конкурента южнокорейской компании — Apple — в стране нет.
10. На детях и животных не экономят
Крупнейший в России ретейлер детских товаров «Детский мир» планирует открыть в Москве зоомагазин. По данным СМИ, компания ищет в Москве помещение под зоомагазин площадью около 100 м2. Кроме того, «Детский мир» уже нанял сотрудника, который занимается новым форматом. По словам экспертов, рынки зоотоваров и детских товаров схожи с точки зрения отношения потребителей, а также по экономической модели. Кроме того, развитие в этом направлении имеет смысл, так как часть производителей игрушек также производит товары для животных. Сеть «Детский мир» управляет 622 магазинами в России и Казахстане. Более половины акций компании принадлежат АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Еще 14% владеет Российско-китайский инвестиционный фонд.
Все самое важное, что произошло с 10 по 14 сентября в розничной торговле и сфере торговой недвижимости по версии MarketMedia.
aliexpress
Уборка урожая
Армин Бургер, генеральный директор Группы Компаний «О’КЕЙ»
лекарства
ТК «Гудзон»
Огнетушитель
Почта России
Посылка «Pull and Bear»
Мобильный телефон «Самсунг»
Магазин «Детский мир» в ТК «Французский бульвар»