В Европе не стыдно быть бедным. На волне социальных протестов во Франции мне даже неоднократно попадался тезис, что разница между уборщицей и депутатом заключается только в том, что второму просто больше повезло в жизни. И покупать дешевое не стыдно, более того, во французском языке даже слова такого нет, вместо «дешевый» говорят «хорошая цена» или «низкая цена». Еще французы любят рынки, причем больше ради самого процесса покупок. Наверное, все эти факты как-то оказали влияние на рост формата bazar&destockage (условно «базар и стоки» или «все подряд и дешево»). Но основную роль сыграло все-таки то, что владельцы «базаров» смогли создать себе новый имидж.

20% за 5 лет
В магазинах формата bazar&destockage продают все — от геля для душа до надувного бассейна, а дальше — кто на чем хочет сделать акцент. Например, крупнейшие французские сети в этом сегменте GiFi и Centrakor — на мебели и декоре (слоган GiFi — «идеи для гениев», компания называет свой формат deco bazar), La Foir'fouille — на товарах для праздников (все знают, где купить самые дешевые карнавальные костюмы), в сети Babou — большой по сравнению с другими отдел одежды и т.д. Как правило, у всех присутствует и небольшой отдел продуктов, но только спонтанного спроса — конфеты, кондитерские изделия, снеки.



Популярность этой категории магазинов за последние годы серьезно выросла. Согласно исследованию Xerfi, в период с 2013 по 2018 год оборот девяти главных игроков этого рынка увеличился на 20%, лидерами роста стали французские сети GiFi (1,4 млрд евро), Centrakor (годовой оборот — около 750 млн евро), Stokomani (500 млн евро), а также пришедшие из Голландии Action и Hema. Ожидается, что в ближайшие 2-3 года средний рост рынка составит не менее 8-10% в год.

Дешевая привычка
В чем причины того, что французы с готовностью уходят из традиционных магазинов, чтобы порыться в корзинах? Эксперты отмечают несколько факторов, прежде всего это падение покупательной способности. Так или иначе начиная с 2013-2014 годов ситуация в Европе остается кризисной, и крупные траты ложатся на плечи потребителя все тяжелее. Неслучайно «базары» часто делают акцент на праздничном и сезонном ассортименте: Рождество, отправка ребенка в школу, рассада и т.д. За 30-40 евро можно купить подарки всем родственникам, и еще на елку останется. Это ответ и на изменение потребительских привычек: покупка товара по специальному предложению или у дискаунтера сегодня является частью потребительских рефлексов. Логично, что вслед за продовольственными дискаунтерами появляются непродовольственные, и сами представители «базаров» говорят: «Мы стоим за спиной продуктовой розницы».

#MEDIALIB_COLLECT_895#

Второе — это совершенствования формата. В условиях конкуренции современные сети «базаров» хорошо поднаторели в умении толкать потребителя на импульсивные покупки, удовлетворять его жажду сюрпризов и «охоты за сокровищами». Ассортимент постоянно обновляется, они следят за тенденциями и модой. Все время добавляя новые товары и создавая у себя праздничную атмосферу, «базары» смогли уйти от имиджа кризисных магазинов и трансформироваться в умные дисконтные магазины. Например, Action в своем продвижении делает акцент на «шопинге с улыбкой», говоря: «Предупреждаем: не удивляйтесь, если зайдете купить моющее средство и покинете магазин с сумкой, полной других практичных вещей по низким ценам. Это называется «Эффект Action!». Centrakor не постеснялся сделать своим слоганом «J’adore» без всяких комплексов перед Dior.



Ваутер Де Бакер, генеральный директор Action во Франции, также объяснял секрет успеха компании ее простой базовой моделью: ассортимент — 6 тыс. позиций по средней цене 1,7 евро, 150 новых наименований в неделю, и все это на площади магазина 1 тыс. м2. Придя во Францию в 2012 году, Action уже открыла свой 500-й магазин, а в этом году планирует открыть еще 100.

Все основные игроки рынка имеют широкую сеть закупок, осуществляют параллельный импорт не только из Китая, Турции, Бангладеш и т.д., но и из Восточной Европы. В результате товар может быть не только дешевым, но и оригинальным. Купить партию польской кока-колы с иностранной этикеткой и быстро ее продать — это то, что, например, Carrefour себе позволить не сможет.

Выдавливание конкурентов
Сегодня bazar&destockage — это тот рынок, за которым интересно наблюдать, он пока не консолидирован, компании покупают более мелких конкурентов и продаются сами. Так, в конце 2018 года британский непродовольственный дискаунтер B&M купил 95 магазинов Babou.

Идет жесткое выдавливание конкурентов, тем более что сети постепенно перемещаются с бедных окраин в центры городов. Самой большой жертвой конкуренции считается сеть Tati, которая даже считалась первопроходцем формата bazar&destockage, работая как дискаунтер с 1948 года. Но семейная дележка бизнеса, долги, смена концепций и инвесторов постепенно тянули компанию на дно. Во время запуска очередной программы трансформации в 2013 году в Tati заявляли, что больше не хотят работать только для 25% французов с доходами ниже 20 тыс. евро в год, а хотят расширить аудиторию, но от прежнего имиджа уйти не получилось. В этом году от Tati останется только один магазин в Париже для «фанатов» марки. Большая часть последних магазинов Tati досталась deco-базару GiFi, которая собирается удвоится к 2027 году.