Если вы зайдете в бухгалтерию любой российской розничной сети и спросите, что их больше всего раздражает в работе, вам, скорее всего, ответят: «Акты сверок». Кроме того, что составление актов не самое веселое занятие, оно отнимает до 70% бухгалтерского времени. Зарплаты, отпускные, декретные, налоги — минутное дело по сравнению с ними. Поэтому, когда речь заходит об оптимизации бухгалтерских процессов, в первую очередь вспоминают акты сверок взаиморасчетов с контрагентами.
Ретейлер, сломавший шаблон
Сейчас оптимизация чаще всего равна автоматизации или роботизации, которой в крупных сетях занимается ИТ-подразделение во главе с ИТ-директором. Если ИТ-директор решил, что не обойтись без компетенций стороннего интегратора, он его находит, и они вместе придумывают план действий — от и до. Во всяком случае я думал, что так всегда бывает, пока к нам как интегратору не пришел ИТ-директор сети «Рацион» (название вымышленное), который сломал шаблон.
Я отвечаю за внедрение RPA в «Первом Бите». Рассказываю о своем раннем проекте, в котором роботизация сразу не задалась, и показываю для сравнения аналогичный проект, где всё прошло гладко. Надеюсь, этот опыт поможет всем, кто думает об оптимизации бизнес-процессов в своей компании — не только в бухгалтерии.
Справка
RPA (Robotic process automation) — имитация действий человека на компьютере с помощью программы-робота. Для робота не надо писать тысячи строк кода и интегрироваться с ИТ-системами. Фактически это виртуальный сотрудник с учетной записью, который открывает файлы, отправляет письма и так далее. Главное условие — все действия должны быть шаблонными.
Зачем нужны акты сверки
Акты позволяют понять, кто кому должен денег — поставщик контрагенту или наоборот. В актах бухгалтеры сравнивают дебет с кредитом по каждой поставке и закупке; если видят разные суммы, готовят протокол, куда заносят расхождения. Потом высылают партнерам протокол вместе со счетом на оплату или подтверждение об оплате. Большинство бухгалтерий делает такие акты несколько раз в год для каждого контрагента.
Представьте, что у розничной сети 500 поставщиков. «Милк+» поставляет молоко каждый день, «ИП Варданян А. А.» поставляет печенье раз в 2 недели, «Мелькомбинат №1» — муку и крупы раз в месяц и так далее. Все первичные документы по закупкам поступают в учетную систему, обычно «1С», откуда бухгалтеры берут данные для сверки: даты, ИНН, КПП, номера документов. Еще всё надо сравнить с актами, которые присылают 500 поставщиков. В итоге собираются таблицы с тысячами и десятками тысяч строк. Вот почему это нудная и трудоемкая работа для человека.
Клиент и задача
У региональной сети «Рацион» классический формат у дома: продукты питания, алкоголь, бытовая химия. В штате 70 бухгалтеров, есть свой ИТ-департамент. По какой-то причине ИТ-директор был радикально настроен к бухгалтерам. Когда он пришел к нам за роботизацией актов сверки (запрос был именно таким), он попросил: «Сделайте робота, чтобы уволить всю бухгалтерию». Мы удивились, заметили, что не все бухгалтеры занимаются актами сверок и вообще RPA без людей не работает. После этого запрос скорректировался: «Тогда сделайте робота, чтобы сначала уволить 30% бухгалтеров, а потом всех».
Самым удивительным было то, что в бухгалтерии «Рациона» знали о планах на их счет. Им честно сказали: мы решили оптимизировать ваши процессы с помощью роботов, так что скоро вам придется уволиться. Такое прямодушие сыграет свою роль в проекте.
Решение
Любая роботизация начинается с анализа процессов, которые нужно оптимизировать. Может оказаться, что роботы бессильны и нужно разворачивать классическую автоматизацию. Часто бывает, что процесс, который по идее должен укладываться в четкий алгоритм, почему-то делается с массой исключений. Например, один бухгалтер для отчета сохраняет цифры в папках «Мы должны» и «Нам должны» на рабочем столе, а другой берет их напрямую из «1С» и заносит в акт. Надо найти самый логичный и короткий алгоритм, по которому будет действовать робот.
У «Рациона» все было отлично: акты сверок делали по шаблону, отработанному годами. Другие бухгалтерские процессы отклонялись от желаемого алгоритма, но пока речь шла только об актах сверок. Для роботизации решили использовать робота от UiPath — самого популярного и быстрорастущего разработчика RPA в мире.
По опыту, изучение подобных бизнес-процессов, настройка робота и его запуск занимают 3-4 недели. Поэтому мы планировали передать «Рациону» готового робота максимум через месяц, ведь акты сверок — идеальный объект для роботизации.
Реализация и итог
После настройки робот UiPath показал результаты, которые всех устроили.
Количество строк: акт поставщика/акт контрагента | Время обработки роботом |
3750/3750 | 3 минуты |
3000/3050
|
2 минуты 10 секунд |
3850/3850
|
2 минуты 32 секунды |
1800/1750
|
40 секунд |
Получалось, что одного робота (одной лицензии RPA) хватало, чтобы полностью избавить бухгалтеров «Рациона» от актов сверки. Даже оставалось время на другие рутинные процессы. Здесь надо понимать, что, во-первых, робот в разы быстрее бухгалтера, а во-вторых, он работает 24/7. Если у бухгалтера примерно 1600 рабочих часов в год с учетом отпуска, отгулов и больничных, то у робота — 8700 часов.
Вскоре после запуска начались непредвиденные сложности. Робот стал все чаще отправлять сообщения об ошибке: я не могу сверить эти акты, сверьте сами. Сами по себе такие единичные сообщения — нормальная практика, особенно на первых порах, когда робот сталкивается с чем-то незнакомым, например с новым форматом документа. Тогда робота быстро поправляют, и дальше он спокойно обрабатывает новый формат. Проблема в том, что сообщения об ошибках в «Рационе» сыпались сотнями. Робот становился источником раздражения, а не помощником.
Причина оказалась по-человечески понятной. Бухгалтеры сообразили: чем успешнее робот справляется с их работой, пусть и нелюбимой, тем быстрее их попросят написать заявление об увольнении. Они начали действовать: меняли местами столбцы в актах, вставляли пустые строки, писали латинские буквы вместо кириллических. Мы видели десятки видов «ошибок», которые робот не мог распознать. Как они догадались, как именно надо действовать? Просто в начале проекта бухгалтеры осторожно спрашивали нас: «От чего робот может упасть?», а мы честно отвечали.
Через год работы в «Рационе» робот обрабатывает меньше 10% актов сверки. Бухгалтеры в сети по-прежнему незаменимы, и никто не докажет, что ошибки в актах были искусственными. Зато ИТ-директор оказался заменимым: его уволили. Новое ИТ-руководство хочет вернуться к полноценной роботизации бухгалтерии, но перспективы туманны.
Как надо было
Параллельно с «Рационом» стартовал проект у федерального дистрибьютора лекарств. Они не поленились донести до каждого из 150 бухгалтеров, чем именно займется робот и почему его не надо бояться. Уже через 3 месяца все акты сверок делались роботом — по 50 в день. Никого не уволили, всем нашли аналитические задачи, которые роботу не по зубам. Кому-то пришлось пройти обучение, которое помогло повысить квалификацию и зарплату.
Через год после запуска в компании трудится три робота. Они занимаются не только актами сверок — обрабатывают рекламации, разгребают рутинные задачи в отделе логистики. Я не знаю, какой экономический эффект от роботизации у дистрибьютора, но думаю, что исчисляется десятками миллионов рублей.
Чек-лист успешной роботизации с человеческим лицом
- Понять, какие процессы в компании надо оптимизировать.
- Определить задачи для сотрудников, которых полностью или частично заменит робот.
- Объяснить сотрудникам цели роботизации максимально понятным языком.
- Сформировать представление о роботе как о помощнике, а не бездушном «Терминаторе».
- Привести примеры роботизации, где никого не уволили из-за роботов, а наоборот — повысили (один пример есть выше).