Встречу, которая проходила в Петербурге в клубе «Кочубей», ее модератор Майя Петрова, управляющий партнер юридической компании Letefico, начала с исторической справки и статистики. Так, по данным Ассоциации частных музеев России, в 2019 году в каталоге частных музеев России значилось более 450 объектов, еще около 700 могут появиться в нем в ближайшее время. В Москве работает свыше 50 частных музеев, в Петербурге — около 30. При этом темпы открытия сильно разнятся: так, за последние 5 лет в Москве появилось около 20 частных музеев, в Петербурге — только пять. О том, с чем это связано, с какими проблемами приходится сталкиваться частным культурным институциям, что помогает уже открывшимся музеям существовать, и обсудили собравшиеся в этот вечер на встрече «Частные культурные проекты Петербурга — музеи, галереи, общественные пространства», которая прошла при поддержке юридической компании Letefico.
Они все разные
Одной из причин, почему в Петербурге за последнее время, судя по статистике, открывалось не так много частных музеев, как в той же Москве или в целом по стране, может быть разноплановость музеев. Как правило, они появляются на основе частных коллекций, причем речь идет о разных уровнях коллекций — от марок до спичечных коробков, уточняет Анастасия Долгова, заместитель директора Музея архитектурной художественной керамики «Керамарх». По ее наблюдениям, большая часть ныне существующих частных музеев — это историко-краеведческие либо собрания каких-то диковинок, художественных музеев очень-очень мало в силу того, что частные коллекционеры не все стремятся открывать свои собрания широкой публике. Тем ценнее появляющиеся художественные музеи.
Этот тезис подтверждают и истории, прозвучавшие на встрече. Три года назад в Петербурге открылась частная галерея Arts Square Gallery. Как рассказала ее сооснователь, директор Фонда содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание» Кристина Сасонко, основой проекта стала частная коллекция живописи второй половины XIX века семьи Сасонко, владеющей ювелирным брендом «Владимир Михайлов». Сегодня галерея, пока не получившая статуса частного музея, обладает 6 тыс. единиц хранения советской, постсоветской живописи, неакадемических течений. По словам Кристины, отсутствие статуса музея и то, что проект частный, имеет свои плюсы, так как позволяет быть более гибкими как в выборе художников для показа, начиная с молодых, никому не известных и заканчивая именами мирового уровня, так и в демонстрации результатов научной работы, которой занимается фонд, без проволочек: буквально — изучили — показали широкой публике. Arts Square Gallery существует за счет ювелирного бизнеса основателей. «Галерея в центре города, а речь идет о площади Искусств, очень дорогое удовольствие, сколько бы мы ни старались продавать, — говорит Кристина Сасонко. — Искусство — всегда дотационная история. Когда привозишь в город работы Рубенса, найти спонсоров легче, чем на работы современных художников. Мы никогда не заработаем ни на входе, ни на продаже полотен, если речь идет о двухнедельной выставке молодых художников, какими бы перспективными они ни были. Но мы видим в этой просветительской работе свое призвание». Впрочем, владельцы галереи ищут варианты, которые помогали бы устраивать не всегда выгодные выставки. Так, в 2017 году проект начинался с одного выставочного зала, а сейчас это уже два этажа мультифункционального выставочного пространства, в котором проводятся мероприятия разных форматов, от выставок до концертов. Так как галерея располагается в доме, в котором некогда проживала балерина Анна Павлова, владельцы галереи вместе с представителями театрального музея воссоздали мемориальную комнату великой соотечественницы, но опять же без статуса музея. Место привлекло к себе как туристов, так и поклонников балета, и теперь здесь проходят тематические мероприятия, связанные с балетом. «Нашу всеядность многие галеристы ставят нам в укор, говоря, мол, определитесь, кто вы, но нам интересно работать с разной публикой, под каждый проект находится свой зритель — и для выставки Рубенса, и для выставки Чижова, — говорит Кристина Сасонко. — Говорить о том, состоялся ли проект, еще очень рано. Как заметила на одном из предыдущих мероприятий ММ известная петербургская галеристка Марина Гисич, не раньше чем через 10 лет можно говорить о том, насколько галерея состоялась, так что у нас еще есть время».
#MEDIALIB_COLLECT_868#
Еще одну историю — частного Музея архитектурной художественной керамики «Керамарх» — рассказала заместитель директора организации Анастасия Долгова. Этот музей тоже из числа только недавно появившихся, ему всего полтора года. В основе экспозиции — частная коллекция керамики основателя реставрационно-строительной компании «Паллада» Константина Лихолата. Как рассказала Анастасия Долгова, организация имеет статус частного учреждения культуры (ЧУК). «ЧУК имеет свои преимущества перед статусом государственного музея, — поясняет Анастасия. — Мы можем выбирать порядок учета, избегая долгого бюрократического процесса. Многие решения принимаются гораздо проще. Но этот статус затрудняет работу с государственными музеями, если речь идет об использовании части их коллекции для выставок». Впрочем, эту проблему отчасти помогает решать расположение музея на территории Петропавловской крепости, принадлежащей Государственному музею истории Петербурга. У «Керамарха» есть трехстороннее соглашение о партнерстве с госмузеем и реставрационной компанией «Паллада». Финансово музей архитектурной художественной керамики существует за счет поддержки последней. «Мы не бизнес-проект, — уточняет Анастасия Долгова, — мы больше про популяризацию искусства, но в перспективе о коммерческом направлении, конечно, размышляем». Так, за то недолгое время, когда работает «Керамарх», под его эгидой уже прошли два фестиваля художественной керамики. Пока он финансируется за счет средств музея, но, по словам Анастасии Долговой, уже рассматриваются варианты спонсорства. Например, итогом керамического фестиваля становится арт-объект, который создают профессионалы высокого уровня, и этим можно было бы заинтересовать застройщиков, чтобы они выступили спонсорами фестиваля. «Получить арт-объект, созданный большим количеством художников, — престижная история, — уверена Анастасия Долгова. — И хотя для нас это пока только идея, мы, что называется, уже смотрим в этом направлении». Также музей проводит экскурсии, мастер-классы для детей, работает своя торговая лавка. «Пока это все потенциальные доходы», — говорит Анастасия Долгова.
Примером обновления музея, имеющего давнюю историю, стал музей Императорского фарфорового завода. Его коллекция, как известно, начала формироваться еще с XVIII века. К 2001 году, когда фарфоровый завод был акционирован, новые владельцы приняли решение передать музей Эрмитажу, и теперь он находится в его ведении. Но, чтобы поддержать высокую художественную планку своей продукции и продолжить традиции завода, с 2006 года на предприятии создан фонд «Наследие», напомнила его директор Светлана Краева. Фонд собирает современный авторский фарфор конца XX века, сейчас в его распоряжении находится около 10 тыс. изделий современных художников. В основном фонд работает в содружестве с государственными музеями, хотя задумываются и о сотрудничестве с частными галереями и музеями. Делает фонд и первые шаги в создании новых пространств для выставок, встреч с жителями и гостями города — недавно им открыто арт-пространство «Амбар Буржуа» на Большой Конюшенной ул. в Петербурге. «Мы стараемся соединить и художественность, и коммерцию, потому что все-таки речь идет об акционерном предприятии. И хотя акционеры поддерживают прямое финансирование культурных инициатив, тем не менее немного и бизнес», — говорит Светлана Краева.
Найти интерес
Конечно, финансирование — краеугольный камень появления любой частной культурной инициативы. В трех историях, прозвучавших в первой части встречи, речь больше шла про меценатство и спонсорство. Но это не значит, что другие культурные проекты, например общественные пространства, обречены на поиск меценатов. Многое зависит от креативности подхода к поиску источников финансирования, от умения видеть тренды общества и взаимовыгодного сотрудничества. Об этом и были две другие истории. Одна из них от Дмитрия Тимуршина, генерального директора FREEDOM TEAM, известного в том числе такими проектами, как Geek picnic и «Живые улицы». Он рассказал о своем последнем проекте «Мы соседи». Речь идет об общественных центрах для жителей микрорайонов. «Новая застройка, соседи друг с другом не знакомы, есть понятная коммерческая застройка, магазины и общепит, но нет общественных пространств, а они нужны», — говорит Дмитрий Тимуршин. Какие именно, выясняется из запросов самих жителей. «Запросы разные, — говорит Дмитрий. — Например, в одном микрорайоне новой жилой застройки молодые семьи с маленьким ребенком испытывают нехватку общения с другими взрослыми. В итоге мы создаем центр, где у семьи есть возможность оставить малыша под присмотром и поработать в коворкинге или пойти на мастер-класс, который дает кто-то из соседей. В других случаях есть запрос на образование, в третьих — на передачу своих знаний детям или желание поделиться своими навыками с другими взрослыми». По сути, это обновленный формат советского дома культуры, но в масштабе микрорайона. Дмитрий анонсирует появление в марте трех таких пространств и в течение года еще двух. По его словам, подобные проекты, а это площадки до 1,5 тыс. м2, существуют за счет членских взносов самих жителей. Дмитрий считает, что запрос со стороны людей на то, чтобы делиться своими знаниями и умениями на безвозмездной основе, чем руководствуются и те, кто создает частные музеи, — важный тренд. И благодаря этому можно создавать новые форматы общественных пространств.
Еще одну историю о культурной инициативе как инструменте развития территории рассказала Мария Туркина, куратор культурных проектов программы «100 городов» АНО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ). Программа создавалась с тем, чтобы помогать энтузиастам из разных российских городов улучшать культурную жизнь их мегаполисов. Программа не дает прямого финансирования, но она помогает специалистам, которые могут построить концепцию и дорожную карту будущего проекта, уточнила Мария Туркина. Программа длится 9 месяцев. В 2019 году ее участниками стали представители 26 городов, одним из результатов совместной работы стало появление, например, фестиваля света в городе Полярные Зори. Кураторы программы подсказали идею, пояснили, почему это должно появиться именно в этом месте, помогли привлечь не только российских специалистов по свету, но и зарубежных из Финляндии, Норвегии. По словам Марии Туркиной, подход к культурному проекту как бизнесу важен в том числе и потому, что сложно совсем без денег обойтись при реализации задуманного. Просто громкие имена или формулировка «о следе в веках» не очень действуют здесь и сейчас, слишком много разных проектов, требующих финансирования, говорит эксперт. И далее Мария рассказала историю из программы «100 городов». Два предпринимателя из Тюмени взяли в аренду местное озеро и прибрежные территории, потому что был хороший лот. Но, как только они это сделали, вдруг увидели все минусы: рядом шоссе, идет строительство новостроек, расположено старинное кладбище. Как привлечь сюда людей? Решили пойти по накатанной, что называется, обратились в архитектурное бюро, специализирующееся на облагораживании таких территорий, но изюминки не было. То есть в перспективе выгода от этого места понятна, но слишком далека эта перспектива. Эти предприниматели были участниками программы «100 городов», и вот совместно с другими слушателями и специалистами программы, где Мария участвовала как куратор культурных проектов, решили привезти в Тюмень на 4 дня художников, которые на берегу озера создавали арт-объект, конечной целью которого было понять особенность этого места. «Это был долгий подготовительный процесс, — вспоминает Мария Туркина. — Сначала изучается место, его этимология, люди, которые когда-то здесь жили. И приезд художников — это уже завершающий этап. Одним словом, выяснилось, что озеро — самое соловьиное место в городе. И после этого художники создали свои арт-объекты, учитывая эту историю. Событие привлекло внимание жителей к месту. Кроме того, мы связали владельцев проекта с местным краеведческим музеем, с главным орнитологом области, с образовательными учреждениями, которые потом проводили экскурсии на этом месте. Информационная история вокруг озера смогла заинтересовать застройщиков на противоположном берегу, в результате чего проект получил еще и часть финансирования от них как интересантов в развитии этой территории. Казалось бы, жители города и так знали, что место соловьиное, но увидеть в этом возможность для развития места получилось только при креативном взгляде на ситуацию».
Подводя итоги встречи, Майя Петрова отметила, что еще одним вариантом финансирования культурных инициатив может стать социальное предпринимательство, в котором можно соединить интересы и бизнеса, и общества. «Есть немало инициатив, подобных АСИ, когда предпринимателям предлагается помощь в формулировании идей, их проработке, поиске специалистов. Нужно их искать, находить единомышленников, пытаться смотреть на задачу творчески», — резюмировала Майя Петрова.
Главная → Аналитика → Материалы
→