Рынок сетевой алкогольной розницы — во многом вещь в себе. Ни публичных компаний, как среди продуктовых сетей, ни официальных сообщений о планах развития. Даже лидер этого сегмента «Красное и Белое», открывший первый алкомаркет в 2006 году, федеральной сетью стал буквально несколько лет назад. Зато с тех пор развивается со скоростью пробки, вылетевшей из бутылки шампанского.

MarketMedia представляет рейтинг топ-5 алкогольных сетей по выручке и площади магазинов, подготовленный компанией INFOLine в исследовании "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2017-2018 гг." .

Лидер алкогольной розницы в России, челябинская сеть «Красное и Белое», и так наводящая ужас на конкурентов своим агрессивным развитием и низкими розничными ценами, в этом году еще ускорила темпы открытия новых магазинов. В первом полугодии компания открыла 800 магазинов, в то время как в последние 2 года она открывала по 1,3 тыс. точек ежегодно.


Отрыв между первым и вторым игроком в рейтинге как по числу точек, так и по выручке колоссальный: «Красное и Белое» по итогам первого полугодия имела 6,1 тыс. магазинов и оборот 130 млрд рублей без учета НДС, а «Бристоль» — 2,9 тыс. объектов и выручку 33 млрд рублей.




Второй ретейлер по числу торговых точек — «Бристоль» в первом полугодии открыл всего лишь (всего лишь по сравнению только с №1) 189 магазинов. Причем отрыв между первым и вторым игроком в рейтинге как по числу точек, так и по выручке колоссальный: «Красное и Белое» по итогам первого полугодия имела 6,1 тыс. магазинов и оборот 130 млрд рублей без учета НДС, а «Бристоль» — 2,9 тыс. объектов и выручку 33 млрд рублей.

«Что касается конкуренции алкогольных сетей с FMCG-ретейлерами, то здесь произошла следующая метаморфоза. Алкоголь был и остается для продуктовых сетей самым маржинальным товаром, но если раньше наценка на алкоголь у них достигала 100-150%, то после агрессивного развития сети «Красное и Белое», которая сделала ставку на низкую наценку (сеть имеет наценку 20-25%), продуктовые ретейлеры, начав терять покупателей, вынуждены были ее значительно снизить», — говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Многие продуктовые сети, среди которых Х5 Retail Group, «Магнит», «Лента», активно занимаются прямым импортом алкоголя, производят на зарубежных площадках вина и сидр под собственными марками. У крупных ретейлеров на продажи алкоголя приходится до 10% выручки.

Лидер рынка Х5 Retail Group, начавшая развивать сеть алкогольных магазинов «Пятьница» в 2016 году, позже свернула этот проект.




Участники рынка с нетерпением ждут новую стратегию «Магнита», которая будет опубликована в сентябре (готовит The Boston Consulting Group), и не исключают, что в ней будет и проект собственной алкорозницы. Но, с другой стороны, лидер рынка Х5 Retail Group, начавшая развивать сеть алкогольных магазинов «Пятьница» в 2016 году, позже свернула этот проект.

Открывают свою розницу и крупные производители крепкого алкоголя, экспериментируя с форматами. Например, один из крупнейших производителей и дистрибьюторов алкоголя в России ГК «Ладога» открыла в этом году комплекс «Дом культуры вкуса» в Петербурге. На площади 1,2 тыс. м2 разместились ресторан, школа сомелье, магазин и кулинарная школа.

Один из крупнейших в России производителей водки «Белуга групп» (бывшее название «Синергия») с 2012 года развивает собственную розницу под брендом «Винлаб». Сейчас сеть насчитывает более 300 точек в России, площадь одного магазина — до 150 м2.

Импортер Simple еще с 2003 года развивал винотеки под брендом Grand Cru, которые потом были ребрендированы в винотеки SimpleWine: сейчас в Москве, Петербурге и Ростове-на Дону под этим брендом работает больше 30 торговых точек. Производитель вин «Фанагория» открывает с 2010 года собственную розницу, с 2009 года начали открываться «Ателье вина Абрау-Дюрсо», а с 2015 года сеть стала развиваться по франчайзингу.

По оценке эксперта алкогольного рынка Максима Черниговского, в настоящее время в России примерно 225 тыс. точек, которые торгуют алкоголем, из них примерно 45 тыс. приходится на рестораны, около 50 тыс. — на крупные и средние сетевые точки и примерно 130 тыс. — на несетевые магазины.

В первом полугодии этого года розничные продажи алкогольной продукции (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в России увеличились на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 98,3 млн декалитров, сообщал ранее Национальный союз защиты прав потребителей.



1. «Красное и Белое». Сеть основана в 2006 году челябинским бизнесменом Сергеем Студенниковым. На 1 июля сеть насчитывала 6,15 тыс. магазинов в России. Компания известна своим жестким давлением на поставщиков и арендодателей, развитой логистикой и динамичными темпами развития.

«Основная интрига, которая сегодня существует, не захочет ли «Красное и Белое» продавать продукты питания в своих магазинах. Компания сделала новый формат «Красное и Белое плюс», в котором уже есть продукты питания, включая фреш», — говорит Иван Федяков, подчеркивая, что у компании есть мобильное приложение (в нем представлен ассортимент с учетом продуктов питания), которым пользуются уже 4 млн человек.

2. «Бристоль». Сеть принадлежит владельцам ГК «Меркурий», в которую входят дистрибьюторская группа «Мегаполис» и розничная DIXY Group (сети «Дикси», «Виктория», «Квартал», «Минимарт»), Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву. Оба входят в рейтинг «200 богатейших бизнесменов России 2018». На рынке уже третий год идут разговоры о том, что бизнесмены объединят свои сети «Бристоль» и «Дикси». По итогам первого полугодия «Бристоль» насчитывала 2,9 тыс. магазинов с выручкой 59 млрд рублей (без НДС).

3. «Арыш Мае». Казанская сеть развивается пока только на территории Татарстана, входит в АО «Татспиртпром», принадлежащее правительству этой республики. В первом полугодии компания не открывала новых магазинов, а ее оборот составил 5,5 млрд рублей.

4. «Ароматный мир». Сеть принадлежит одному из крупнейших импортеров и производителей алкоголя ТД «Арома», которым владеют Игорь Балакирев (50%), Валерий Задорин (37,5%) и Павел Задорин (12,5%), по данным СПАРК. АО «ТД «Арома» по результатам 2017 года заняло 8-е место по суммарным объемам ввоза и 4-е место по таможенной стоимости в рейтинге импортеров всех вин в Россию (за вычетом виноматериалов). Компании принадлежит один из старейших коньячных домов Франции A.de Fussigny. Сеть «Ароматный мир» на 1 июля насчитывала 460 магазинов, а ее выручка составила 5 млрд рублей.

5. «Горилка». Сеть алкогольных магазинов основана Олегом Дергилевым в 2005 году и входит в его холдинг «Горилка». В 2013 году он был убит киллером по дороге на работу. До его гибели считалось, что сетью управлял он и предприниматель Александр Кравчук (оба были женаты на родных сестрах), пишет «Самарское обозрение». После смерти Дергилева почти всем бизнесом владела его супруга Анна.

В настоящее время, по данным СПАРК, более 30 юрлиц (более 90% в каждой компании), входящих в ГК «Горилка», принадлежат Жанне Селезневой. По данным самарских СМИ, она является супругой Александра Кравчука. По итогам первого полугодия сеть насчитывала 301 магазин, а ее оборот превысил 4 млрд рублей.