Как-то незаметно, не очень ярко, как бы исподволь зазвучал разговор о том, что российские автомобильные дилеры требуют ввести лицензирование независимых станций технического обслуживания с целью оградить рынок от засилья кустарных автомастерских.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) Олег Моисеев сказал, что в нашей стране насчитывается более 35 тыс. СТО, работа 25 тыс. из них никак не регулируется. Ассоциация не на шутку разбушевалась, заявив, что больше 12 тыс. сервисных центров недобросовестные.
То, что Олег Моисеев предлагает, — совершенно бессмысленно: РоАД пытаются решить проблему, которой нет. Если бы проблема существовала, суды были бы завалены исками граждан, а страховщики как сильные лоббисты продавили бы уже нечто похожее.
Вместо того чтобы заниматься проблемами своей отрасли, ассоциация пытается диктовать правила на поле независимых СТО, а там есть свои объединения и сообщества, кстати более многочисленные.
Между тем официальным дилерам стоило бы лоббировать у власти решение своих проблем. Например, попросить запретить автопроизводителям напрямую продавать автомобили крупным корпоративным клиентам, лишая заработка дилеров. Или попросить у государства защиты от автопроизводителей, которые требуют установки только оригинальных запасных частей или неоригинальных, но купленных у них или с их благословения.
Если бы корейцы могли, они ввели бы самые изощренные наказания за наличие несанкционированной автосигнализации на складе у дилера. Вдумайтесь, ее даже хранить нельзя. Устанавливать тем более. Оштрафуют, не дадут сладких моделей, нагрузят неликвидом, отнимут отсрочку, лишат дилерства.
Но дилеры не могут с этим обратиться к правительству. Страшно. Потому что они на 100% зависимы от автопроизводителей. И ассоциация дилеров тоже танцует под дудку дистрибьюторов и производителей.
Как мне кажется, здесь мы подбираемся к теневым инициаторам этих процессов. К тем, кто заказывает музыку.
Сначала автопроизводители сократили маржу от продажи машин. Затем совсем отобрали ее. Остался только сервис, а там они вынуждают дилеров нести высокие расходы, перекладывать их на потребителя и объяснять их высокими стандартами качества. Но потребитель за это платить не готов. Да и стандарты дилеров все чаще означают не инновации, а потерю времени. Скорость, удаленность — где все это у дилеров? Коммуникация через мессенджеры, обслуживание без необходимости видеть живых людей, экспресс-сервис — где все это у дилеров? А у них дорого, долго и зачастую ничем не лучше.
В итоге больше половины владельцев новых автомобилей едут на обслуживание в гаражи. Потому что они не готовы переплачивать за замену масла вдвое. Не за что платить: ограничивающих технологий в автосервисе больше нет. Прошли времена, когда независимые сервисы могли принять только «Жигули». Вся информация по ремонту и оборудование доступно.
Кстати, благодаря европейскому законодательству, которое обязало производителей раскрывать информацию. Замена масла по сложности не похожа на запуск баллистической ракеты. Технологии упростились, и все знают, что эта процедура стоит 500-700 рублей, и отдать за нее даже 1 тыс. уже глупо. А дилеры просят за те же работы в 3-4 раза больше и делают в 2 раза дольше. Понятно, что клиенты не хотят платить. Психологические и технологические пороги сняты. В отрасли кончились секреты. Все научились менять масло, сжимать пружины, считывать электронные ошибки, менять форсунки.
Российский закон о защите прав потребителя неплохо защищает владельцев машин. Клиент уходит от дилеров. Дилерам становится не на что жить. На продаже машин им не дает заработать автопроизводитель, и он же заставляет продавать товары и услуги для сервиса авто по завышенной цене. Да и сами дилеры, пугая лишением гарантии, делают немалую наценку.
Все это порой заканчивается смертью дилерского центра. Там, где можно, здания перепрофилируются под супермаркеты, гаражи, торговые центры. Но так повезло не всем. У некоторых уже деревья через парковку проросли.
Сокращение товаропроводящей сети для производителей — прямой путь к потере продаж. Валятся они сегодня по всему миру, значит, надо держаться за каждую пядь земли, за каждый автовоз машин, проданный на территории России.
Зачем же автопроизводители в свое время обрушили дилеров, спросите вы? Они сделали это, потому что хотели, чтобы клиент в первую очередь хотел купить конкретную марку машины, и не важно, какого дилера он выберет.
Итого — что мы имеем. Ресурсов у дилеров влиять и лоббировать свои интересы нет. А у автопроизводителей ресурс есть. И, как мне кажется, автопроизводители готовятся нанести удар по потребителю. Для начала надо уничтожить независимые автосервисы. Сейчас обслуживание авто обходится владельцу в условных 7 тыс. рублей в год, а будет 10 тыс.
Своевременно ли это? Давайте тогда поговорим об экономике России. Деньги дилера едут к автопроизводителю, а он находится не в России. А деньги независимых СТО остаются в стране. Более того, производство появляется в стране тогда, когда ты создал спрос. На выставке «Автомеханика 2019» в Москве мы опять видели, что все больше российских поставщиков занимаются экспортом напрямую из Китая, а некоторые создали производство автозапчастей на территории России. И по качеству эти детали не уступают оригинальным. А по цене — в разы дешевле.
Moscow international motor show показал, что мы запросто выдавливаем европейских держателей брендов, начиная делать детали под своей маркой. И потребитель получает продукт такого же качества за меньшие деньги. И деньги эти остаются в нашей стране.
Иностранный автопроизводитель платит налоги у себя дома. И любой, кто поддерживает удушение независимых СТО, введение лицензирования и любые другие ограничительные меры, с моей точки зрения, фактически способствует выводу средств из страны. В сегодняшней международной обстановке, когда даже сытые страны вроде США и Китая ведут ожесточенную торговую войну, — это, как говорили великие, больше, чем преступление, это ошибка.
Главная → Мнение → Материалы
→