Ситуация на рынке фитнес-клубов в России неоднозначная. С одной стороны, согласно майским указам российского президента, к 2024 году 55% населения должны заниматься спортом, что потенциально дает фитнес-клубам, которые властями рассматриваются в качестве ресурса для достижения показателей, возможность диалога с государством о преференциях в обмен на заветные 55%, с другой стороны — экономическая ситуация в стране, многолетнее падение доходов населения, экономное потребление тормозят развитие отрасли.

О том, как жить фитнес-центрам с новым законом, регулирующим их деятельность, читайте здесь.



Так, по данным «РБК Исследования рынков», объем рынка фитнес-услуг в 2018 году составил 124,8 млрд рублей, показав рост в номинальном выражении на 5,7%. «Это самый низкий темп прироста рынка за всю историю наблюдений, проводимых компанией «РБК Исследования рынков рынков», — уточняет Максим Боровиков, руководитель аналитической группы компании. —  Это объясняется несколькими причинами: сокращением темпов роста количества фитнес-объектов, которое связано с замедлением потребительского спроса на фоне продолжающегося падения реальных доходов населения; отсутствием роста цен (практически полностью прирост рынка обеспечивается за счет новых игроков, роста цен у старых практически не наблюдается — кроме бизнес- и премиум-сегмента); увеличением числа закрывающихся несетевых фитнес-объектов (в первую очередь касается студий). С июня 2018-го по июнь 2019 года было закрыто более 580 объектов. В числе причин замедления роста рынка — снижение количества открытий сетевыми игроками (ряд игроков из топ-10 даже сократили количество точек) и сокращение числа сторонних инвесторов, готовых начать работать на рынке из-за плохого предпринимательского климата (в России в целом) и значительного объема инвестиций в открытие фитнес-объектов».



Что касается прогнозов на 2019 год, то, по словам Максима Боровикова, речь может идти о 132,7 млрд рублей и, соответственно, росте в 6,3%. 

Об объеме мирового рынка фитнес-индустрии читайте здесь.



Как отмечают исследователи, предпосылок для оживления потребительского спроса за счет роста доходов населения пока не предвидится. В подобных условиях у b2c-бизнеса остается лишь два варианта развития, поясняет Максим Боровиков, ссылаясь на последнее исследование «Рынок фитнес-услуг России 2019». Первый — сконцентрироваться на высокодоходных клиентах в крупнейших городах (стратегия Encore Fitness, Crocus Fitness и др.). Второй — начинать/продолжать работу с сегментами «средний», «средний минус», чьи доходы стремительно сокращаются в большинстве регионов (развитие UFC GYM РФГ, стремительное развитие МетроFitness, активные планы по расширению Alex Fitness и другие примеры). 

Рейтинг фитнес-сетей по количеству клубов, работающих в России, по итогам 2018 года читайте здесь.



Насколько фитнес-сети эффективно ведут свой бизнес, можно судить по выручке с квадратного метра. Как напоминают исследователи, этот показатель используется для понимания минимального и приемлемого уровня арендной нагрузки, которая часто рассчитывается как доля от выручки. Так как показатель колеблется в зависимости от региона и сегмента клуба, в исследовании региональные и столичные клубы рассматриваются отдельно.

Клубы премиум-сегмента в городах-миллионниках в среднем генерируют около 37,5 тыс. рублей на квадратный метр в последние 3 года, что ниже московского показателя на 15-18 тыс.

Ситуация в клубах комфорт-, экономсегмента в городах-миллионниках и городах с населением менее 1 млн человек также различается: в миллионниках выручка на квадратный метр в 2018 году сокращалась на 0,7 тыс. рублей, а в городах с населением менее 1 млн человек выросла на 1 тыс. рублей на 1 м2. Сокращение в миллионниках объясняется снижением цен и сокращением трафика, рост в других городах — незначительным повышением цен и ростом трафика, поясняет Максим Боровиков.

Ситуация в клубах лоукост-сегмента характеризовалась существенным падением выручки в 2018 году во всех географических регионах, что было связано в первую очередь с сокращением цен на фоне всеобщего демпинга и появления новых игроков («МетроFitness», локальные сети и др.).

Количество сетей, принявших участие в исследовании, позволило отдельно рассмотреть показатели бизнес-сегмента, развитие которого можно сравнить в городах-миллионниках и городах с населением менее 1 млн человек. Так, в среднем на 1 м2 клуб бизнес-сегмента в городе-миллионнике приносит больше на 6-7 тыс. рублей, чем клуб бизнес-сегмента в городах с населением менее 1 млн человек. 



«В каждом географическом сегменте, на каждом ценовом уровне происходили абсолютно разнонаправленные процессы, — поясняют исследователи. — Если в премиальном сегменте столичного региона незначительно росли цены и была стабильной доля допуслуг, то в регионах в сегменте лоукост активный демпинг привел к существенному сокращению игроками выручки как в абсолютном, так и в относительном выражении. Сокращение реальных доходов населения, безусловно, продолжает оказывать решающее влияние на состояние рынка и потребительское поведение, что отражается на показателях эффективности сетевых и несетевых игроков».

У нас сейчас в разработке около шести проектов. К сожалению, динамика открытий за последние год-полтора довольно сильно затормозилась. И открытие проектов, которые находятся уже давно в разработке, откладывается по экономическим причинам. На данный момент мы рассчитываем данные проекты открыть к 2021 году. Что касается работы в других ценовых сегментах, мы ограничены условиями договора мастер-франшизы на территории РФ, по которым мы не можем выходить под другим брендом. Сейчас мы находимся в стадии переговоров с несколькими франчайзинговыми сетями из других сегментов для выхода на рынок.

Мы работаем над созданием абсолютно нового формата фитнес-клуба, более компактного, меньшего по размеру. Также мы планируем продолжать масштабирование бизнеса и рассматриваем все регионы для дальнейшего развития. В долгосрочной перспективе перед менеджментом стоит задача набрать больше 1 млн клиентов клиентской базы и выйти на IPO.

В наших планах открыть два клуба нового формата в городах нашего присутствия, в частности в Самаре еще два клуба. Также планируем развитие в новом сегменте с новым форматом с возможным снижением стоимости годового членства в связи со снижением покупательной способности. За 10 лет планируем увеличить выручку клубов в 2 раза — достичь цифры 1 млрд рублей в год. И вернуться к показателю по EBIDTA 37%, которая была 2 года подряд в 2016 и 2017 годах.

Мы не планируем открытия новых клубов в ближайший год, так как мы еще не закончили наш инвестиционный цикл. На сегодняшний день мы находимся в стадии доработки проекта up low cost. Что касается ближайших 10-15 лет, то мы придерживаемся осторожной и консервативной стратегии. Будем работать над сохранением рентабельности наших клубов. Закончив инвестиционный цикл и проработку нашего нового проекта, будем принимать решение, которое будет зависеть от реального показателя роста рынка. Только в случае, если каннибализм и рост рынка достигнут показателей 50 на 50, начнем расширение.

Наша стратегия — это открытие фитнес-клубов в небольших городах, где доступность фитнеса не высокая, но потребность есть. Для таких городов характерна низкая конкуренция или ее полное отсутствие. Мы готовы этот рынок развивать. Крупные игроки еще несколько лет не будут работать в этом сегменте. Наш же формат клубов может успешно работать в любом городе, где есть 50 тыс. населения, и потенциал такого рынка огромен. Уровень проникновения фитнес-услуг в таких населенных пунктах — около 1%, до европейских 30-40% расти не менее 10 лет. Это наш стратегический потенциал развития! Будем открывать как собственные клубы, так и с партнерами (франчайзинг).



(Цитаты по материалам исследования «РБК Исследования рынков»)