Сегодня в Москве на Малой Филевской улице открылась «Пятерочка» в новой концепции (переделали ранее действовавший магазин). Совершенно новой и уникальной ее сложно назвать, так как она является продолжением последних концептуальных решений, но кое-что нестандартного все же сотрудники Х5 Retail Group создали. Но обо всем по порядку.

О новом концепте «Пятерочки», представленной в мае 2019 года, можно почитать здесь



Локация точки обычна для Москвы — магазин хотя и расположен близко к станции метро «Пионерская» (около 300 м), но конкурентов полно. Только в прямой видимости через один дом — «Магнит», а практически на пути к метро — «Перекресток» с более удобным графиком работы (открывается на 1 час раньше, в 08:00).

Шесть достоинств новой концепции
1. На малой площади (около 330 м2) добавлена к классической большой и малая покупательская петля (путь покупателя в магазине). И как добавлена — не побоялись вытащить в середину торгового зала собственную пекарню и с ее помощью разделить потоки. Так смело ставить в центр зала пекарню ранее могли только западные ретейлеры, и то только в формате «гипермаркет» (я видел подобное, например, в испанской Iper la grande). Похоже, это станет новым трендом в организации магазинов — не прятать в дальний угол торгового зала категории-магниты, а давать покупателю больше комфорта и экономить его время. Если надо «за кофе зайти на минутку», то сделать это можно очень быстро — от входа два шага к кофемату, далее пекарня и через зону фреша сразу на кассы самообслуживания, по пути прихватив готовую еду.

2. В этой концепции наконец-то поставили кофеточку (стандартная чашка кофе — 49 рублей), добавив еще и сокомат (0,5 л апельсинового фреша за 129 рублей). В прошлой концепции (магазин в новой концепции открылся в мае в Зеленограде) этого не было, и это очевидный шаг вперед. Особо радостно, что тут же можно и произвести оплату за кофе и выйти через зону касс самообслуживания.

3. Электронные ценники стоит отнести к очевидным преимуществам концепта. Да, они дороги (30 центов при необходимых 5 тыс. штук дают вполне увесистую сумму 100 тыс. рублей + система крепления + ПО). Да, промоценник черного цвета, а обычный — белого, и это не дает понимания, что это промоценник, но… Возможно, это решит проблему разницы цен на полке и в кассовых чеках. И избавит персонал от многочасового сканирования ценников и распечатки новых — цены-то меняются каждый день.

4. Появилась зона для детских игр. Да, олдскульная (какие-то грибочки подвигать), да, не приставка с модной компьютерной игрой, но появилась.

5. Установлены аж четыре кассы самообслуживания, которые с помощью одного дежурного кассира «переваривают» основной поток покупателей. При мне бабушка лет восьмидесяти пяти уверенно подошла к такой кассе и оплатила покупку (правда, потребовалась помощь кассира, но, уверен, это только поначалу).

6. На фото виден «веселенький» пол в серую полоску. Это позволяет не замечать случайные соринки, иногда даже завораживает игрой рисунка. Явно удачное решение на фоне стандартных серых или иных цветов более ранних концепций.

#MEDIALIB_COLLECT_630#

Шесть неудачных решений
1. Акцентный свет полностью не рабочий. Из-за того, что потолок покрашен в светлый тон и вообще освещенности не пожалели, да еще и витрины в две стены от пола до потолка, акцентный свет провалился. Есть он, его не забыли, но он практически не работает. Конечно, в прошлой концепции он работал лучше — была «магия света», многие категории выгодно притягивали взгляд и, как следствие, продавались лучше. Может, вечером заиграет? Но что помешало «убавить» общую освещенность и покрасить потолок в классический черный цвет, добавляя помещению глубины и позволяя акцентному освещению начать продавать даже ярким днем? У меня нет ответа, работы копеечные, а эффект мог бы быть значимым.

2. Мини-кафе на три посадочных места? В магазине с площадью 330 м2? Вы серьезно? Это притом, что сокращены до минимума выкладки многих категорий (например, вина, заморозки, чай/кофе и многие другие). Делать мини-кафе в магазине подобной площади — это неоправданная роскошь, так как «под нож» идет 300-400 SKU и без того не широкого ассортимента. Оценочно, зная стандарты «Пятерочки», предположу, что на полках 3600-3800 SKU, тогда матрица из-за кафе сокращается аж на 10%. Невыгодный обмен! 

3. Холодильные витрины под молочную продукцию, мясную гастрономию использованы открытого типа. Уже прошлый концепт на 100% был оснащен закрытыми витринами, что немного неудобно покупателю, зато снижает расход электроэнергии и сохраняет продукты лучше (температура более стабильна). Почему откатили назад? Зачем установили эти метровые в глубину витрины с огромными полками? Из-за большой глубины полки товарный запас там настолько безмерный, что кажется, позволяет торговать месяцами.

4. Персонал не смог накануне идеально подготовить магазин к предстоящему формальному, но все же открытию:
  • Крепкий алкоголь по 100 г выложен на стандартных полках. Местная алкашня быстро просечет «тему» и оперативно их растащит.
  • Выкладка некоторых вин по 4, 5, 6 фейсов (несколько видов одного товара в первом ряду) с глубиной 1-2 бутылки. То есть просто растянули тем, что было, чтоб дыры не бросались в глаза. Неопытный взгляд их не видит, но в категории «вино» ширина ассортимента — один из главных факторов выбора. Сами снижаем себе продажи в категории!
  • На сверхкоротких полках чая по 2 фейса упаковок на 100 пакетиков. Их продажи — 1 штука в неделю. Зачем класть на полку товарный запас из 12 штук? Это же на 3 месяца продаж? Вообще много вопросов к матрице и ее ширине, сбалансированности. По идее можно было отправить планограмму «на доработку», поймав такие ошибки, и успеть уплотнить выкладку, поставить более ликвидные позиции.
  • Пиво на торце (!) стеллажа выложено с использованием транспортной тары. В итоге выкладка вместо «стройных рядов» выглядит как «дикая партизанщина».
  • На стеллажах овощей томаты три вида в одном месте, два — в другом, с разрывом выкладка.
  • В пекарне сотрудница работала и без головного убора, и без спецодежды. Начальства «пятерочного» была тьма, а тут такое…
Все по мелочи, все не критично, но ощущение такое, что персонал магазина сплошь из новичков состоит. Но это же не новый магазин, почему они отходят от принятых стандартов — непонятно.

5. У кофеточки сиротливо приткнулся столик «товаров к чаю». Смотрится как приемный, не любимый ребенок в большой семье. Ощущение, что все бюджеты потратили, а место осталось и пунктик висел не выполненный — «сделать допвыкладку к чаю». И на последние 3 рубля смастерили что смогли. В целом цельный, почти ладный концепт был украшен «мехрюткой» торгового дизайна!

6. И последняя проблема — сотрудники настолько увлеклись внутренней организацией зала, что напрочь забыли про функцию направления уличного трафика внутрь магазина. Ни световых коробов, ни призывных плакатов, ни информации о кофе за 49 рублей, и упрятанные в отдельную комнату банкоматы и постаматы. Мимо идущий трафик так и не узнает этих выгод и услуг. Смотришь на отделения Сбербанка и понимаешь, что даже он, Сбер, работает над конверсией уличного трафика. А «Пятерочка» почему-то нет! Не считать же веселый зеленый цвет фриза достаточным фактором, создающим высокую конверсию из проходящих в посетителей магазина?

Но, изучая показанный концепт, можно утверждать, что это в целом действительно более удачный концепт «Пятерочки», которая стала лучше, комфортнее, классических ошибок ретейла теперь меньше. И по оформлению, и по начинке пока это лучшее, что сделано в формате «магазин у дома» на подобной площади крупными ретейлерами!