На рынке торговой недвижимости штормит. Покупатели включили режим экономии, а моллы, как торговые корабли в военное время, выкатили на палубу пушки и бьются за внимание аудитории. В такой непростой ситуации управляющий торговым центром — уже не просто менеджер. Он морской волк, который умеет вдохновить команду и провести ее через все бури к золотым островам.
Какими же качествами должен обладать современный управляющий торговым центром? Я с высоты своего опыта главными назвал бы шесть.
Знания
Часто мы недооцениваем роль знаний, которые нужны для управления торговыми центрами. А зря. Ведь в сферу ответственности директора молла входят такие сложные блоки работы, как управление инфраструктурой, маркетинг, проектный менеджмент, бизнес-планирование, работа с арендаторами и персоналом, финансы и даже контакты с госструктурами. Нужно разбираться во всем и везде успевать. Морскими словами выражаясь, управляющий должен уметь своими руками и паруса раскрыть, и палубу надраить, и проложить курс до ближайшего порта.
Умение справляться с вызовам
Ответственность управляющего ограничивается не только знаниями в разных областях — он должен уметь справляться с вызовами. А их в работе каждого молла хоть отбавляй. Они возникают и в диалоге с посетителями, и в контакте с арендаторами. Умение выстроить стратегию, видеть перспективу, быстро обрабатывать и верно трактовать большие объемы самой разной информации — большая доблесть управляющего. Он точно знает, куда ведет свой корабль, и не боится житейских бурь, потому что умеет с ними справляться.
Профессионализм
Часто управляющими ТЦ становятся те, кто достиг профессионализма в какой-нибудь смежной сфере. Например, в нашей компании один из директоров строил свой бизнес в ретейле и прекрасно в нем разбирается, другой курировал финансы, третий работал с арендаторами, четвертый пришел из маркетинга. Вывод такой — лучшим капитаном становится тот, кто начинал юнгой. И не важно, на каком корабле.
Набор личных качеств
Опыт у управляющего может быть разным, но успех работы в конкретном молле во многом определяют его личные качества. Эффективного руководителя ТЦ отличает умение брать на себя ответственность и делегировать полномочия, а также желание учиться и развиваться, гибкость и энергия. Жизнь показывает, что капитанами не рождаются — ими становятся. Но лучшими капитанами становятся лучшие люди.
Знание процессов изнутри
Торговый центр — это не только таблички в Excel. Управляющий должен все время быть в курсе того, что происходит в молле, и сам должен регулярно там бывать. Понимание внутренних процессов должно складываться в первую очередь исходя из собственных наблюдений. При этом важно сохранять гибкость и уметь в нужный момент отступить от начального плана и подстроиться под ситуацию. Ведь условия, в которых работает торговый центр, постоянно меняются во времени. Например, может рядом вырасти большой супермаркет, который заберет часть трафика якорного гипермаркета ТЦ, или жилой комплекс, который, напротив, этот трафик увеличит. Нужно постоянно держать руку на пульсе. Каждый капитан знает, что ветер переменчив. И, если не следить за ситуацией, можно уплыть совсем не туда.
Видение перспективы
У профессионального управляющего должно быть свое видение того, куда нужно идти, основанное на глубоком понимании объекта, его концепции и особенностей. И он должен уметь объяснить сотрудникам, партнерам, собственнику, почему важно сделать именно так и никак иначе. В то же время он должен управлять мудро — постоянно оценивать, любят ли его люди и насколько он хорош.
Так же как короля играет свита, капитана играет его команда. Но капитан должен быть непререкаемым лидером на своем корабле. Он должен видеть цель, должен мотивировать своих людей и нести за них ответственность. И должен вовремя уйти, а не рисковать людьми и кораблем, если бремя ответственности становится для него неподъемным.
Из выступления на конгрессе «Управляющий!» Российского совета торговых центров.