Некоторое время назад я в статусе риелтора продавала салоны красоты как готовый бизнес. Но в последнее время они интересуют меня исключительно как арендаторы торговых центров. В моллах таких объектов становится все больше. Но не все форматы индустрии красоты востребованы и успешны. Как они продвигают свои услуги в ТЦ и почему у одних бизнес взлетает, а другие быстро сдуваются?

Дело в том, что салоны красоты — это сервисы разного профиля и на разную аудиторию. Поэтому для успешной истории в торговом центре им нужны разные площади и разные соседи.

Салоны маникюра и педикюра
Практически во всех торговых центрах сегодня можно найти салоны маникюра и педикюра класса эконом и средний. Маникюр обычно занимает «острова» площадью 10-15 м2. Причем в одном ТЦ может быть целая галерея таких «островов», как правило, в бойком fashion-секторе. А услуга педикюра требует аренды павильона площадью от 30 м2 (практика показывает, что такую интимную процедуру, как педикюр, люди неохотно делают в открытом пространстве, а закрывать «остров» высокими перегородками — от 1,6 метра, в общей зоне торгового центра удается не всегда). Для одного ТЦ достаточно одного-двух таких арендаторов.
Размещают их обычно поближе к зоне парфюмерии и косметики.

Оба сервиса успешно работают на трафике торгового центра. Например, экспресс-маникюр на «острове» способен генерировать от 600 тыс. до 1,5 млн рублей в месяц. Это сопоставимо с оборотом небольшого магазина одежды или обуви в торговом центре средней руки.

Есть в этом виде бизнеса и свои сетевые лидеры. Например, я долго не могла понять секрет успеха салонов экспресс-маникюра Лены Лениной в ТЦ. Когда их только запускали, мне казалось, что низкие цены не оставят собственнице шансов на успешный бизнес. Но я ошиблась. Конек этой сети — грамотный маркетинг. Все салоны оборудованы красивой дорогой мебелью ярких цветов и оформлены как будуар аристократки. А цены на услуги довольно демократичные. Отсюда и спрос: каждой женщине хочется почувствовать себя королевой, даже если финансы поют романсы.

Салон красоты полного цикла
Немного другая история с классическими салонами красоты, где есть не только маникюр и педикюр, но также парикмахерские услуги, косметолог, стилист, продажа сопутствующих аксессуаров и средств по уходу за внешностью.

В торговых центрах работают салоны красоты двух категорий — эконом и средний. Обычно они занимают площадь от 100 м2. И успешны лишь те салоны, где доля аренды в выручке не превышает 15%.
Оборот среднего салона может составлять от 800 тыс. рублей в месяц. Причем по обороту бизнес салона эконом и средний не сильно отличается. Цены в экономе значительно ниже и средний чек меньше, но количество продаж больше.

Зато сильно отличаются по качеству услуг и по оборотам сетевые и несетевые салоны. И последние очевидно проигрывают. Все-таки «упаковка бизнеса» (бренд, управление по корпоративным стандартам, требования к персоналу и материалам), характерная для сетевых игроков, имеет большое значение.

Слабые места сетевых салонов в ТЦ — это жесткое ценообразование без возможности менять тарифы и обязательный паушальный взнос в размере от 800 тыс. до 1,5 млн рублей, а ежемесячные royalty (или 10-15% от выручки, или фиксированный платеж от 45 тыс. рублей). Эти расходы обычно закладывают в стоимость услуг, что сразу снижает позиции сетевых салонов на фоне несетевых конкурентов. Но разница в ценах обычно незначительная — 5-10%, что некритично, зато подход более профессиональный.

На мой взгляд, одним из самых успешных салонов красоты в торговом центре сегодня является «Стилистика» в столичном «АФИ-Молле». Открытое пространство без витрин, белый цвет бренда, возможность выбрать мастера разного класса — от эконом до VIP — все это привлекает туда большое количество клиентов.

Барбершопы и броу-бары
Барбершопы — это салоны красоты для мужчин, где можно подстричь не только чубчик, но также усы и бороду. А броу-бары — это все о бровях и ресницах (макияж и визаж там обычно присутствуют в качестве дополнительных услуг).

Оба формата — новые для рынка России. Когда я впервые столкнулась с ними в Европе, не могла поверить, что окраска ресниц за 30 евро может быть когда-то актуальна и для нас. Но услуга пришла. Она стоит от 1500 рублей до каких-то немыслимых денег. И никто не удивляется — как будто так всегда и было.

Размещаются эти услуги обычно в павильонах от 50 м2 в зонах fashion и косметики. Но барбершопы могут появляться также в зоне фитнеса или магазина спортивных товаров, куда чаще заходят мужчины. Маржинальность этих концепций не такая высокая, как у обычных салонов красоты, средняя выручка броу-бара — от 350 тыс. рублей в месяц, барбершопа — от 500 тыс. рублей. Но их популярность, а значит, и обороты растут.

Правда, к броу-барам представители ТЦ относятся с осторожностью. Пока они открываются так же быстро, как и закрываются. Основная проблема — профессиональная неподготовленность инвесторов. Им почему-то кажется, что открыть такой бизнес очень легко. Открыть — да, но надо еще и управлять. А это умеют единицы.
Что касается барбершопов — тут все попроще. На хайпе и лозунгах о том, что каждый «красивый ухоженный мужчина» должен посещать барбершоп, они активно развиваются. И в ТЦ к ним уже все привыкли и относятся терпимо.

Студии загара
Раньше солярии были неотъемлемой частью салонов красоты. И в торговых центрах в том числе. Услуга пользовалась большим спросом у бледных, уставших от зимы россиян — любой солярий окупался за несколько месяцев. Даже появился отдельный формат — студии загара. Но несколько лет назад началась массовая пропаганда «вреда соляриев». Появилось немало людей, в том числе известных, которые из-за чрезмерного увлечения загаром заработали рак кожи. Спрос резко упал. И сегодня в торговых центрах соляриев, и тем более студий загара, все меньше. Есть отдельные успешные концепции, которые хорошо себя чувствуют в сильных торговых центрах с высокой проходимостью. Они, как правило, занимают от 50 м2 и генерируют от 550 тыс. рублей в месяц.

В целом форматы индустрии красоты чувствуют себя в торговых центрах стабильно. И хотя больших оборотов такие бизнесы в ТЦ не делают, но они расширяют спектр услуг, которые молл может предложить своей аудитории. И потому торговые центры заинтересованы в их присутствии и развитии. Средние ставки для арендаторов этого профиля в Москве составляют от 2,5 тыс. рублей за 1 м2 (павильоны) до 50 тыс. рублей за 1 м2 (острова). Это немало. Поэтому текучка среди таких арендаторов довольно приличная.

Другие колонки Индиры Шафиковой можно посмотреть здесь.