Сегодня в России работают две концепции веревочных парков: большие под открытым небом в лесу, ориентированные в большей степени на взрослую аудиторию, и небольшие, расположенные в ТРК или городских парках, — для детей.
В стране в настоящее время насчитывается не более 150 веревочных парков разных форматов, из которых качественных и безопасных, построенных в соответствии с ГОСТами и стандартами, примерно 20%, считают крупнейшие участники этого рынка. Для сравнения: во Франции их более 300, отметили в компании Norwegian Park Orech AS.
По оценке Space Concept (один из крупнейших застройщиков веревочных парков в России), общий объем выручки веревочных парков по итогам 2018 года превысил 0,5 млрд рублей. Ежегодный прирост посетителей составляет 15-20%. И через 5 лет рынок должен превысить миллиард рублей.
Самый крупный орех
Первый полноценный веревочный парк с большим количеством трасс под открытым небом в стране построила в 2011 году норвежская компания Norwegian Park Orech AS. Он находится примерно в 50 км от Петербурга, в сосновом лесу в деревне Орехово, и называется «Норвежский парк «Орех». В нем 10 трасс, 200 этапов (один этап — одно задание, которое надо выполнить от дерева к дереву), 38 зип-лайнов (экстремальный спуск с использованием сил гравитации по стальному канату с помощью специального блочного устройства). В сезон, с мая по сентябрь, этот парк посещают 27-30 тыс. человек.
В настоящее время у этой компании, кроме «Ореха», работает еще шесть парков в России, но число трасс там меньше — от четырех до шести. Петербургский — самый крупный.
Генеральный директор «Норвежского парка «Орех» Павел Штелинг рассказал, что компания не только открывает собственные парки (а в этом году в планах открыть три-пять собственных объектов, в том числе в Москве и Петербурге), но и развивает франчайзинг под товарным знаком Norway Park. Это могут быть как веревочные парки, так и зип-лайны, башни для прыжков, скалолазные центры и т.д. в любой точке России и за рубежом.
«Наш бизнес — это не только строительство веревочных парков, но также их эксплуатация, поэтому, даже если мы не строим новые парки, мы в процессе разработки новых интересных концепций и работаем над улучшением и прибыльностью существующих», — говорит Павел Штелинг.
Следующие два больших проекта под открытым небом появились также под Петербургом. В 2013 году был открыт «Кинг Конг Парк» в Ильичево. Он значительно меньше «Ореха», имеет всего 40 этапов. А в 2015 году компания Space Concept построила в Ленинградской области на берегу Ладожского озера на площади 4 га «Кошкино парк». Партнерами проекта стали основатели парфюмерной сети «Рив Гош» Павел и Лариса Карабань.
Инициатором создания «Кошкино парка» стал Федор Прилежаев, владелец компании Space Concept, которая занимается строительством веревочных парков и различных рекреационных объектов. В парке девять трасс и более 175 этапов. Его в прошлом сезоне посетило чуть более 20 тыс. человек. «Мы видим прирост каждый год. Мы даже приросли в 2017 году, когда было дождливое лето, а хороших дней было только 11», — говорит Федор Прилежаев.
По его словам, в России крупных парков с большим количеством трасс, как у «Кошкино парка» или «Ореха», не более десяти, остальные — это детские площадки с трассами. Стоимость билета в такие парки в выходные дни на одного ребенка составляет от 1,1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, на взрослого — 1,5-2 тыс. рублей.
«Этот бизнес совсем молодой, и еще недавно даже не существовало никаких госстандартов в России по строительству и эксплуатации веревочных парков (впервые был принят в июле 2016 года. — Ред.), поэтому я считаю, что он будет существовать и успешно работать еще долгие годы. Конечно, в связи с затянувшимся кризисом мы постепенно лишаемся прослойки населения со средним уровнем дохода. Но в любом случае гораздо дороже съездить семьей в отпуск за границу, чем на природу в веревочный парк, это немного балансирует ситуацию. В целом у нас в компании тренд роста, как за счет определенных оптимизаций и некоторой приспосабливаемости людей к условиям снижения реальных доходов», - говорит Павел Штелинг.
По оценке Федора Прилежаева, инвестиции в парк под открытым небом с семью-восемью трассами и 160-180 этапами составляют 25-30 млн рублей с учетом имеющейся инфраструктуры. Из них около 65% идет на строительство парка и сопутствующих строений, снаряжение - до 20%, разработку проекта, дизайн трасс, эскизы, рабочие схемы, руководство по безопасности - 5%, подготовку территории к строительству - 5% и набор и обучение персонала, наладка операционной деятельности еще 5%. Окупаемость проекта — до 5 лет.
Денежная бизнес-модель
Веревочные парки, которые работают в ТРК, имеют другую бизнес-модель. В таком парке максимум четыре-пять трасс, а чаще две-три, и в основном рассчитаны такие парки на детей дошкольного и школьного возраста. Инвестиции в их открытие — всего несколько миллионов рублей, а окупаемость в среднем полтора года. Подсчет посетителей складывается из количества людей, которые прошли трассу, то есть если ребенок прошел три трассы, то считается, что прошло три человека. По оценке экспертов, в сезон один «ПандаПарк» (крупнейшая в России сеть веревочных парков в ТРК) проходят до 50 тыс. человек.
«Веревочные парки в торговых центрах садятся на готовый трафик. Это маленькие парки с короткими трассами, рассчитанные на быстрое прохождение — в течение 10-15 минут. Бизнес-модель привлекательна тем, что клиенты платят за прохождение одной трассы и не надо покупать билет на полдня или весь день, как в больших веревочных парках. В итоге родители даже не замечают, как тратят те же деньги (не меньше тысячи рублей), оплачивая по 400-500 рублей за каждую трассу», — говорит Федор Прилежаев.
Лидером в России по числу таких объектов является московская компания «ПандаПарк». В настоящее время у нее более 13 веревочных парков в России, большая часть которых в Москве. Название «ПандаПарка» стало в Москве синонимом веревочных парков, потому что там долгое время парков других компаний не было. Теперь москвичи при посещении любого веревочного парка пишут в соцсетях и на различных форумах, что побывали в пандапарке.
«Следуя за пожеланиями наших гостей, мы стабильно открываем по два «ПандаПарка» в год, расширяя формат в сторону насыщения сопутствующими активными развлечениями: батутными комплексами, мягкими лабиринтами, тюбинговыми горками и, конечно, кафе с детским меню для наших маленьких гостей», - сообщили в сети «ПандаПарк».
В Москве веревочные парки, как правило, не единственные операторы развлечений в торговых центрах. Кроме них, есть еще 10-15 арендаторов, предлагающих семейных или детский отдых. Другая ситуация обстоит в регионах, чаще всего в одном торговом комплексе представлено по 3-5 операторов развлечений.
История веревочных парков
Веревочные парки появились еще в Древней Греции, где воины тренировались с помощью канатов и веревок на высоте. Второе рождение веревочные или канатные парки получили в начале 1900-х годов, тогда майор ВМФ Джордж Герберт основал курс для развития личности. Большинство элементов курса Герберт позаимствовал с веревочных конструкций морских судов. Курс основывался на совмещении физкультурных заданий и упражнений, способствующих укреплению силы духа моряков и воинов.
Элементы курса Герберта все еще популярны в Канаде и Европе. В Интернете есть сведения о применении веревочного курса для подготовки десантных войск в США и о существовании целого веревочного лагеря в Новой Англии в 1920-х годах. В конце 1980-х годов веревочные парки стали популярным видом отдыха в Америке и Европе.
Перспектива на веревке
Участники рынка и брокеры считают, что сегмент веревочных парков будет расти преимущественно за счет небольших парков в ТРК. Желающих инвестировать в большие парки под открытым небом немного, хотя рентабельность этого бизнеса составляет 25-30%. Но инвесторов пугает непонятный вид бизнеса, траты на квалифицированных инструкторов, постоянный контроль оборудования. Кроме того, парк под открытым небом зависит от погодных условий.
«У нас очень мало людей, кто пытается профессионально понять, что такое веревочные парки и зачем они нужны. Например, был у меня клиент, который попросил построить веревочный парк на своей базе отдыха для привлечения новых людей. Я им сделал предложение на 10 млн рублей, и его эта сумма испугала. И начинается: «А давайте не за 10 млн, а дешевле. Зачем 60 заданий, давайте сделаем 20 для начала». Я пытаюсь объяснить, что 20 заданий строить нет смысла. Никто из клиентов не поедет ради 20 этапов. Поедут ради большого крутого парка. А это требует компетентных людей (инструкторов). И инвесторы считают, что лучше вложиться в строительство трех коттеджей и бани, так как здесь хотя бы понятна окупаемость», — рассказывает Федор Прилежаев.
И тем не менее Федор Прилежаев прогнозирует, что большие веревочные парки все же будут открываться. "Я вижу перспективу роста рынка за счет регионов. И наш новый объект Sequoia Park в Екатеринбурге тому подтверждение", - говорит эксперт.
Еще одна проблема, которая тормозит развитие веревочных парков под открытым небом, — это оформление земли. Например, компания Space Concept нашла под строительство веревочного парка отличную территорию в Крыму. «Но есть некий указ Минфина о том, что договор аренды земли нельзя оформлять больше чем на год. Но мы вкладываем 20-25 млн рублей, и для нас это большие риски. Нам надо, чтобы срок договора был не менее 5, а лучше 10 лет. По такой схеме (годичный договор) работают все веревочные парки в России, расположенные под открытым небом, включая парк «Лаура» в Красной Поляне, который построил «Газпром». Такие условия рождают целое поле для коррупционных схем», — рассказывает Федор Прилежаев.
Речь идет о том, что чаще всего земли, пригодные для строительства большого веревочного парка на деревьях, являются федеральными и для их использования необходима многолетняя работа с Лесфондом. Ее сложно вести крупному бизнесу, не говоря уже о малом и среднем. Кроме того, в некоторых регионах России (Краснодарский край, Крым) существует указ Минфина об ограничении срока арендного договора одним годом. Что делает долгосрочный бизнес на этой территории очень рискованным. Поэтому обычно такие проекты как веревочные парки размещаются на рекреационных землях Лесфонда, взятых в долгосрочную аренду несколько лет назад.
В компании «ПандаПарк» уверены, что для такой сферы услуг, как организация семейного и детского отдыха, слово «кризис» никогда не будет актуально, поэтому причин для торможения развития веревочных парков нет. Но если в столицах веревочный парк уже не является диковинкой, то в регионах рынок еще не сформирован. Кроме того, отмечают в компании, что развитию рынка способствует тренд на здоровый образ жизни и сегодня все чаще молодые семьи и люди зрелого возраста выбирают активный тип отдыха.