Сеть гипермаркетов OBI первой из западных DIY-сетей вышла на российский рынок, открыв первый объект в 2003 году. Это достаточно закрытый игрок: цифры по компании не разглашаются, в отраслевых конференциях в последние годы участвует редко. А после заявления Castorama об уходе из России участники рынка стали в кулуарах поговаривать, что, возможно, OBI следующий кандидат на выход, так как она теряет позиции в рейтинге топ-10 DIY-сетей и проигрывает по ценам конкурентам.

В 2017 году OBI потеряла второе место в рейтинге среди крупнейших сетей по обороту, уступив его петербургскому ретейлеру СТД «Петрович». По итогам 2017 года выручка «Петровича» выросла на 20,8%, до 37,8 млрд рублей, у OBI она снизилась на 2,2%, до 36 млрд рублей, подсчитало ИА INFOLine.

Колонку нашего колумниста Виктора Адамова «ОБИ», или Угасающая звезда», можно почитать здесь



«Описанная ситуация — в материале (Виктора Адамова. — Ред.) двухлетней давности. Если мы говорим о 2016 годе, то, наверное, это очень близко к правде. Если мы говорим о нынешнем времени — нет. И подтверждение тому несколько свидетельств. Мы меняемся, обновляем магазины и пересматриваем ценовую политику», — говорил пару месяцев назад на одной из конференций по ретейлу в Петербурге региональный менеджер региона «Санкт-Петербург» «OBI Россия» Павел Удодов.

Сравняли цены
С конца 2016 года сеть стала активно изучать своих потребителей, проводить опросы, выясняя их мнение по ассортименту, ценам и так далее. И это был первый шаг к преобразованию, отмечают в OBI.

#MEDIALIB_COLLECT_385#

В каждом сегменте розницы есть самые продаваемые товары, например в продуктовых сетях — это бананы, кока-кола, и покупатели знают цены на такие товары наизусть. В DIY-сетях, как правило, покупатели сравнивают наиболее популярные товары в следующих ремонтных категориях: плиточный клей, штукатурка, гипсокартон, бумажные обои, виниловые обои. И по таким товарам ретейлер сравнял свои цены с ценами конкурентов.

В результате в 2017 году немецкий ретейлер запустил в России программу модернизации своих объектов, начав с московских. 

Вчера сеть презентовала очередной обновленный гипермаркет (в Петербурге). Перестройка затронула не только торговый зал, но и все технические и инженерные системы магазина. Для презентации новых коллекций компания заменила часть торгового оборудования и построила шоурумы с готовыми дизайнерскими решениями для ванных комнат.

Ретейлер выделил в отдельные боксы товары популярных среди покупателей брендов, например, электроинструменты Makita и Metabo (см фото). Ранее все электроинструменты, вне зависимости от бренда, были представлены в одном месте. Также сеть соединила товары, которые обычно покупают вместе, например, двери и дверные ручки, сделала инсталляции входных дверей с козырьками и напольной плиткой.   


«Люди меняются, и мы должны быть ближе к нашим покупателям. Решение о модернизации было принято в конце 2016 года. Мы меняем месторасположение товаров, некоторые отделы увеличиваем, какие-то сокращаем для удобства покупателей. Люди хотят подсказок, хотят видеть какие-то интерьерные решения, консультант может нарисовать варианты интерьеров — и потребитель сможет выбрать, например, из одного дизайна взять одно решение, из второго — другое», — говорит операционный директор «OBI Россия» Артур Кутритц, отмечая, что результаты первых модернизированных магазинов в Москве показали двузначные приросты продаж.

В OBI отметили, что растет спрос на товары в среднеценовом сегменте, в то время как в низком сегменте сокращаются. Поэтому предложений в сегменте средний и средний плюс стало больше. Есть и товары под частной маркой сети в этом ценовом предложении.  


Цифры цифрами
В течение 2 лет OBI планирует преобразовать оставшиеся четыре гипермаркета в Петербурге (всего их пять в городе). В настоящее время составляется план модернизаций остальных объектов в России.

Объем инвестиций в программу ремоделинга всех гипермаркетов в стране ретейлер не озвучивает, объясняя это тем, что компания частная и цифр никаких не предоставляет. «Но речь идет о десятках миллионов евро», — уточняет Артур Кутритц.

Мнение колумниста Виктора Адамова «Реквием по Castorama можно почитать здесь



На вопрос журналистов, когда же компания снова вернет себе потерянное второе место, Артур Кутритц ответил следующее:

«Цифры цифрами. Это смотря как считать. Мы с цифрами очень хорошо дружим. Вернем ли мы второе место или мы находимся на втором месте, для меня ответ очень простой. Мы как концепт b2c никогда не сдавали какого-то места. Сравнение не совсем корректно, так как петербургская компания, занявшая второе место, занимается b2b, а мы работаем в сегменте b2c, и мы уверенно себя чувствуем».

По оценке ИА INFOLine, по итогам 2018 года выручка сети «OBI Россия» выросла по сравнению с 2017 годом с 36 млрд до 37 млрд рублей.


Обзор о проблемах DIY-рынка в России можно почитать здесь



Эксперты DIY-рынка отмечают, что изменения в OBI позитивные, и меняться, конечно, надо, иначе ретейл, который не меняется умирает. Потребителю нужны эмоции и новый опыт. «Мне сложно оценить масштабы изменений в OBI, вот когда увижу их цифры, тогда и можно комментировать», -  ответил MarketMedia топ-менеджер одной из федеральных DIY-сетей.

При этом и поставщики, и ретейлеры в один голос говорят о том, что с 2018 года, действительно, начали расти продажи в среднеценовом сегменте, поэтому OBI двигается в правильном направлении.

«Дорогой сегмент замедлил свой рост и товары из этой категории уходят в нишу специалистов. Дешевого и премиального сегмента в DIY скоро не будет», - прогнозирует заместитель генерального директора компании Schneider Electric Лилия Гарифуллина.