Среди российских миллиардеров в принципе ретейлеров крайне мало — человек десять. И все они представители сильного пола. Речь идет именно о тех, для кого розничная торговля, благодаря которой они сколотили свои капиталы, является основным видом бизнеса. Среди них основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий (28-я строчка рейтинга Forbes «200 богатейших людей России») с состоянием $4 млрд, совладелец ГК «Дикси» Игорь Кесаев (№41) с состоянием $2,4 млрд, основатель сети «Красное и Белое» Сергей Студенников (№115) — $0,9 млрд, основатель «М.Видео» Александр Тынкован (№126) с состоянием $0,850 млрд, основатель «Пятерочки» и инвестор сети «Верный» Андрей Рогачев (№131)—$0,8 млрд и другие.

Можно, конечно, вспомнить Михаила Фридмана, занявшего 8-ю строчку рейтинга с состоянием $15,1млрд, но он состояние сделал на банковских операциях и нефтяном бизнесе, а Х5 RetailGroup появилась потом, да и к тому же г-н Фридман не занимается оперативным управлением в розничной компании. Есть и Владимир Евтушенков, имеющий через АФК «Система» пакеты акций в «Детском мире» и Concept Group, но состояние он сделал на телекоммуникационном бизнесе.

В мировом ретейле тоже не так много женщин-миллиардеров, и в основном это наследницы больших империй, таких как WalMart и Zara. Основательница Wildberries Татьяна Бакальчук стала первой женщиной-миллиардером в российском рейтинге миллиардеров, заработавшая капитал на розничной торговле. Татьяна вместе со своим мужем в 2004 году занялась торговлей одеждой по каталогам Otto и Quelle, потому что им не хватало средств на проживание.

Татьяна Бакальчук, российский предприниматель, основатель и генеральный директор компании «Wildberries»Фото предоставлено пресс-службой


Сегодня Татьяна и Владислав Бакальчук владеют крупнейшим по выручке в России онлайн-ретейлером, который работает не только в России, но и в Белоруссии, Казахстане и Киргизии. Выручка компании в 2018 году выросла на 72% и достигла 118,7 млрд рублей (в 2017 году — 69 млрд рублей). Для сравнения: выручка ближайшего конкурента Lamoda в 2017 году (данные за 2018 год еще не опубликованы) выросла на 14,8%, до 27,4 млрд рублей.

При этом Татьяна всегда предпочитала скромно не рассказывать о своих успехах и никогда не общалась с журналистами. Друзья и партнеры бизнес-леди помогли MarketMedia ответить на вопрос: «Who is Mrs. Bakalchuk?»

Для меня Татьяна Бакальчук неотделима от семьи Бакальчук. Поэтому картина будет неполной, если, говоря о Wildberries, не рассказать про мужа Татьяны — Владислава Бакальчука. Он также глубоко в операционном управлении компанией, и вместе они идеальные партнеры. Владислав больше погружен в технологичную часть бизнеса (которая является значительной для интернет-ретейлера), но с ним интересно обсудить и стратегию, и работу с клиентами, и управление командой. Когда вы видите Татьяну и Владислава вдвоем, то складывается ощущение, что они понимают друг друга с полунамеков.

Около года назад мы организовывали выезд клуба ретейлеров в Армению, где посещали частную школу «Айб». Во время беседы с ее директором — Арамом Пахчаняном — о подходе к воспитанию, меня поразил взгляд Татьяны на образование, развитие и формирование детей. Как бизнесмен, построивший такую огромную и успешную компанию, находящийся у ее руля каждый день, может быть так глубоко погружен в воспитание четверых (!) детей? Как уложить управление Wildberries, заботу о четверых детях, отношения с мужем и еще миллион дел в 24 часа? Восхищаюсь, как можно все это успевать и при этом сохранять спокойствие, любовь к миру и энергию на постоянное движение вперед!

Сегодня модно громко кричать про любой успех: YouTube-каналы, Instagram, многочисленные форумы. Но семья Бакальчук совсем про другое — они планомерно строят свою компанию, отталкиваясь от предпочтений покупателей. Как в том анекдоте: ты долго и упорно работаешь без выходных, а потом к тебе внезапно приходит успех. Только, возможно, он немного больше, чем ты ожидал.

Татьяна и Владислав — яркий пример того, как можно стать богатыми и знаменитыми, но при этом остаться скромными, достойными и открытыми людьми. 

Мы с Татьяной познакомились лет восемь назад на почве бизнеса. Мы (Baon) начали работать с Wildberries, потому что понимали, что за онлайн будущее. Тогда еще ее компания не была на лидирующих позициях, но мне очень нравилось, как она развивалась. Решения принимались быстро, постоянно что-то менялось, преобразовывалось. Мы уже тогда работали с несколькими онлайн-магазинами, и нам было с чем сравнить.

Были периоды сложностей, кассовых разрывов, о которых Татьяна рассказывала не так давно в своем интервью. Даже тогда она всегда была открыта, готова встречаться, обсуждать, договариваться. Мы всегда вступали в первый ряд брендов, с которыми Wildberries проводил и проводит различного рода эксперименты. Будь то логистика, схема оплаты или что-то еще…

Ну и поскольку рынок fashion-розницы не так велик, как кажется, мы все друг друга знаем, встречаемся на различных формальных и неформальных мероприятиях. Татьяна и ее супруг Влад — настоящие руководители бизнеса, которые действительно в курсе всего, что происходит. Это отличный тандем двух партнеров —творческого и технического. Мы видим, что компания движется вперед правильным путем и на крейсерской скорости. Мы растем вместе с ними.

А еще нас объединяет спорт. Ведь спорт и бизнес по сути своей очень похожи. Разные дистанции, разные трассы, разные стратегии и цели: вытерпеть и дойти до финиша или победить. Похоже, что Татьяна и Влад шли по дистанции с комфортной им скоростью, смотрели на лидеров, не сдавались при возникновении сложностей и так, не крича и не демонстрируя себя публике, обошли многих. И теперь уже они задают темп всей гонке российского онлайн-рынка.

Татьяна очень душевный и требовательный к самоотдаче человек. Сперва убеждает, потом личным примером показывает, потом поощряет. Иногда прибегает к требованиям и совсем уж редко к принуждениям.

Первое интервью у одной из самых загадочных бизнесвумен России Татьяны Бакальчук удалось взять Игорю Рыбакову в конце 2018 года.



Татьяна — большой молодец и отличный стратег. По образу мировых гигантов они с мужем создали российскую компанию, которая стала лидером по продаже одежды в онлайн-ретейле. Они заняли свою нишу и активно в ней развиваются. Кстати, сейчас Wildberries открывает пункты самовыдачи товаров, сокращая доставку курьерами. По такому пути в свое время пошел «Юлмарт». Татьяна — очень приятный человек, и семья у нее замечательная! У меня четыре сына, а у нее четыре дочки.