Обострение международной обстановки изменило привычную реальность даже для тех, кто далек от политики. Цены подскочили. Знакомые товары исчезают с полок. Прогнозы противоречивы. В марте мы столкнулись с беспрецедентным подорожанием. Цены на продукцию иностранных поставщиков в среднем стали выше на 30-60%. Многие еще и отменили в России традиционные маркетинговые активности, за счет которых мы раньше могли делать покупателям особенно привлекательные предложения. Например, скидки 40-60% на товары для гигиены и 30-60% — на бытовую химию. Это сильно повлияло на работу наших магазинов.

Глазами людей
Около двух недель мы сохраняли цены на прежнем уровне, надеясь, что всё станет как раньше. К сожалению, этого не случилось. Внешняя ситуация накалялась, и мы получали от партнеров всё новые уведомления об увеличении стоимости их продукции. Цены росли постепенно, что давало людям возможность приобрести нужные им товары ненамного дороже.

Но мы были вынуждены постоянно проводить переоценку. Это отнимало много времени у сотрудников и вызывало дополнительное недовольство покупателей.


На фоне подорожания и общей неопределенности часть людей сократила покупки, а некоторые, наоборот, начали активно запасаться продукцией с длительным сроком хранения. Спрос стал более неоднородным. Заявления ряда компаний о прекращении, приостановке или сокращении своего присутствия в России внесли еще больше смуты.

Детские подгузники и товары для женской гигиены буквально исчезали с полок, как только их завозили в магазин.


Многие люди не видят связи между подорожанием и санкционными ограничениями. Они не осознают, что ретейлер вынужден повышать цены уже сегодня, чтобы завтра иметь возможность закупить новый товар, выдать зарплату сотрудникам, арендовать помещения, обслужить оборудование. Беспокойство покупателей усиливается из-за отсутствия привычных им средств. В результате мы сталкиваемся с непониманием и негативом.

Наши продавцы и служба поддержки уже ответили на огромное количество вопросов и возмущений от покупателей. Нагрузка на операторов кол-центра в отдельные дни возрастала троекратно.

Чтобы помочь специалистам справиться со стрессом, мы продумали варианты оказания им психологической поддержки


Мы понимали, что все наши сотрудники, как и покупатели, оказались растеряны. В этот сложный период мы усилили работу с персоналом: провели внеочередную встречу генерального директора с сотрудниками, организовали дополнительные коммуникации на тему дальнейшей деятельности компании и безопасности работников.

Руками бизнеса
За 20 лет, что «Улыбка радуги» существует на рынке, со многими партнерами у нас сложились устойчивые, продуктивные отношения.

Однако в текущих обстоятельствах это больше не гарантирует выгодных предложений: поставщики не готовы давать нам существенные скидки и работать себе в убыток.


Мы, как можем сдерживаем цены, в том числе за счет программы лояльности. В отличие от многих сетей, мы сохранили ее.

Как и прежде, все наши покупатели получают баллы за покупки, а пенсионеры и многодетные семьи могут пользоваться дополнительной скидкой 10%. Не отменяли мы и нашу ежемесячную акцию 15 числа. Чтобы в краткосрочной перспективе поддержать наполнение ассортиментной матрицы и не стимулировать ажиотажный спрос на отдельные виды продукции, мы ненадолго отказались от собственных традиционных промо с глубокими скидками.

Но уже в начале апреля, чтобы поддержать наших покупателей, были возобновлены акции, в рамках которых можно приобрести товары со скидками до 30% в 60% категорий, представленных в нашем ассортименте.


Это коснулось таких категорий как декоративная косметика, уход за лицом и волосами, средства для стирки и чистоты в доме, зубные пасты, гели для душа, колготки и другие товары.

Сейчас наши товарные запасы позволяют обеспечивать потребность людей в привычных им средствах. Транснациональным брендам, ушедшим с рынка, мы активно ищем замену и уже ведем переговоры с новыми поставщиками из России и зарубежных стран, преимущественно из Азии. Впрочем, практически во всех категориях альтернативы давно есть, в том числе под нашими собственными торговыми марками. Сейчас в «Улыбке радуги» 60 СТМ. Это около 4000 SKU в самых разных ценовых сегментах — от премиального до эконома.

Собственные торговые марки пользуются популярностью у наших покупателей: сегодня 7 из 10 наиболее востребованных брендов в нашей сети — это именно СТМ.


Люди активно приобретают наши шампуни и другие средства для ухода за волосами, зубные пасты и опосласкиватели для рта, дезодоранты, различные кремы, скрабы, товары для женской гигиены, гели для душа, дезодоранты, бытовую химию, разнообразные специальные продукты для детей и многое другое.

Последние три года ежегодный рост популярности СТМ составлял 9%, а с учетом последних обстоятельств мы прогнозируем усиление этой тенденции. Поэтому совместно с нашими давними и с потенциальными производителями мы рассматриваем возможности наращивания объемов производства и расширения линеек продукции. Мы рассчитываем, что это позволит закрыть практически все потребности нашей аудитории в качественных и доступных товарах.

Часть продукции наших СТМ производится на территории России. Но надо понимать, что даже в отечественных товарах, как правило, присутствует зарубежное сырье или упаковка. Поэтому нельзя однозначно говорить о том, что с выпуском или поставками российских продуктов не будет никаких сложностей. В то же время не стоит бояться, что из наших магазинов пропадут все зарубежные бренды: внешнеэкономические связи со многими странами сейчас активно развиваются.

В ближайшее время мы наверняка увидим много новых торговых марок, которые, мы уверены, придутся по душе нашим покупателям. Международные перевозки могут усложниться, но не остановятся. Сейчас у нас даже не наблюдается существенного увеличения срока поставок. «Улыбка радуги» изначально строила гибкую систему логистики, которая подразумевала в том числе несколько вариантов получения продукции от поставщиков. Поэтому наши товарные потоки были немного перераспределены, но в целом все осталось как прежде.

Без резких движений
С учетом сложившихся обстоятельств мы стараемся действовать еще более осторожно, чем обычно, и взвешиваем каждый шаг. У нас есть обязательства перед почти 10 тыс. наших сотрудников, огромным количеством партнеров и миллионами покупателей, и мы стараемся их выполнять.

Несмотря на все сложности, мы сохраняем стабильность компании и не стоим на месте. В частности, не замораживали найм офисных специалистов и сотрудников розницы и складов. Наша WFM-система «Мобильный аукцион» позволяет продавцам и укладчикам товаров работать на полной или частичной занятости. Сейчас это очень актуально, ведь из-за роста цен и закрытия компаний многие люди нуждаются в дополнительном доходе или новом рабочем месте. Поэтому мы продолжаем совершенствовать «Мобильный аукцион»: занимаемся цифровизацией пути соискателя и создаем новые функции для сотрудников.

Конечно, теперь намного сложнее реализовать намеченные ранее планы. От чего-то приходится отказываться, что-то — откладывать на неопределенный срок. Например, мы вынуждены были временно замедлить темп развития сети. Новые открытия требуют более детальной оценки рентабельности магазинов, а в нынешней ситуации просчитывать ее становится сложнее.

Кроме того, сейчас довольно тяжело получить подходящие условия аренды торговых площадей: цены, как правило, кусаются.


Но мы зарекомендовали себя как надежный и ответственный арендатор. Помещения многих наших магазинов мы арендуем свыше десяти лет, и владельцы ценят сложившиеся у нас партнерские отношения. Поэтому мы уверены, что и в дальнейшем наш поиск новых объектов будет давать хороший результат.

Как «Улыбка радуги» научилась зарабатывать на маркетплейсе