Считается, что чаще всего с профессиональным выгоранием сталкиваются сотрудники, для которых общение с другими людьми — неотъемлемая часть работы. Это менеджеры по продажам, работники call-центров, секретари, консультанты, HR-специалисты, врачи, преподаватели, журналисты.

На деле список людей, попадающих в зону риска, значительно шире, потому что ростки проблемы могут крыться не только в профессиональной предрасположенности, но и в рабочих и жизненных обстоятельствах. Руководители чувствуют профессиональное выгорание, устав от дедлайнов и ответственности за масштабные стратегические проекты. Симптомы выгорания диагностируются у молодых специалистов, которые только начинают карьерный путь, но, получив первую работу, осознают, что не справляются с обязанностями и не знают, у кого искать поддержки. Подвержены выгоранию молодые мамы, переживающие за то, что на работе думают о доме, а дома — о работе. В конце концов, выгореть может любой сотрудник, вынужденный регулярно работать сверхурочно.

Во всех случаях о начале и развитии синдрома говорят одни и те же тревожные сигналы:

  • сотрудник не справляется с задачами или работает спустя рукава, хотя раньше за ним такого не замечали;
  • перестает выступать с идеями и предложениями;
  • берет работу на дом, потому что не успевает сделать все в офисе (при этом объем работы остается прежним);
  • жалуется на частые простуды и усталость;
  • во всем видит отрицательную сторону;
  • идет на конфликт с коллегами.
Плохо, когда профессиональное выгорание вырывает из рабочих рядов талантливого и трудолюбивого специалиста, но еще хуже (к сожалению, именно так обычно и происходит), когда выгоревший сотрудник заражает коллег.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам остановить эпидемию.
1

Установите нормы труда и отдыха

Позволяйте сотрудникам отдыхать по 10-15 минут после каждого рабочего часа. Не стоит бояться, что частые перерывы приведут к падению дисциплины или снижению концентрации. Сотрудникам нужны небольшие перезагрузки и понимание того, что качество их работы гораздо важнее, чем формальное присутствие на рабочем месте.




2

Проводите пятиминутки физической активности

Производственная гимнастика — один из способов получить разрядку и избавиться от привычной монотонности рабочего дня. Простые упражнения можно делать прямо в кабинете. Следить за тем, чтобы сотрудники не забывали о каждодневных занятиях, могут руководители отделов, представители профсоюзов, HR-специалисты, которые занимаются внутренними коммуникациями, или неравнодушные сотрудники, готовые стать вдохновителями этого проекта.



3

Помните о том, что работа должна оставаться на работе

К профессиональному выгоранию может привести нарушение баланса между работой и личной жизнью. Сохранить равновесие непросто, если руководитель ожидает, что сотрудники будут оперативно подключаться к решению задач 24/7. Жить в таком режиме психологически тяжело, к тому же нехватка полноценного отдыха не лучшим образом повлияет на результаты работы. Важно показать, что компания уважает желание сотрудников посвятить свободное время себе. Для это руководитель может:

— ввести культуру тишины в корпоративной почте в вечернее время и выходные дни;

— не беспокоить тех, кто ушел в отпуск. И более того, просить сотрудников использовать все отпускные дни.

Это выгодно для компании. Во-первых, во время отпуска сотрудники могут пересмотреть свое отношение к трудностям, которые казались им неразрешимыми, и вспомнить, за что они любят свою работу. Во-вторых, сотрудники, берущие отпуск, — это большая экономия, ведь при увольнении работодателю не придется выплачивать компенсацию за «неотгулянные» дни за все время работы сотрудника в компании.




 
4

Запрашивайте и предоставляйте обратную связь

Еженедельно проводите индивидуальные встречи с каждым подчиненным, на которых будут обсуждаться не только рабочие вопросы, но и общее эмоциональное состояние сотрудника. Тет-а-тет сотрудник сможет признаться, что не справляется с поставленными задачами в одиночку или что он хотел бы расширить зону ответственности и развиваться в новых для себя направлениях. Главное — благодаря личным встречам сотрудники поймут, что руководитель поощряет откровенность. Беспокойство за результаты работы, недовольство происходящим в коллективе, подавляемые амбиции — все переживания, которые в конце концов приводят к профессиональному выгоранию, будут озвучиваться и терять свою силу. Обсудив проблему, вы сможете найти совместное решение. 

Зачастую сотрудники переживают, что руководитель не замечает их труды, поэтому на таких встречах важно давать оценку работы — как позитивную, так и негативную. При этом хвалить или критиковать нужно именно конкретные действия сотрудника, не давая ему обобщенную характеристику как хорошему или плохому специалисту.


 
5

Подумайте о найме корпоративного психолога

Многие ИТ-компании внедряют эту практику. Программисты проводят целые дни за написанием кода, и монотонность работы может негативно сказываться на их мотивации и вовлеченности. Чтобы прием в штат корпоративного психолога действительно принес пользу компании, руководителю нужно объяснить коллективу и самому принять как данность непреложное правило: любая коммуникация между психологом и сотрудником строго конфиденциальна. Содержание бесед не передается вышестоящим руководителям. Если это правило будет соблюдаться, сотрудники смогут довериться новому специалисту. 

Работа психолога не ограничивается только индивидуальными консультациями, он может способствовать деэскалации конфликтов и предупреждать текучесть персонала, узнавая, что больше всего демотивирует сотрудников в офисе, и по возможности устраняя эти раздражители.



6

Мотивируйте сотрудников вести здоровый образ жизни

В понимание здорового образа жизни входят грамотный распорядок дня, сбалансированное питание и спорт. Самое простое, что может сделать работодатель на пути к физическому оздоровлению сотрудников (которое, как правило, приводит к оздоровлению духовному), — разнообразить рацион работников, закупая в офис сезонные овощи и фрукты. Можно также установить рядом с кофемашиной соковыжималку или блендер и угощать сотрудников свежим смузи по утрам.

Следующий (и уже более сложный) шаг — создание отдельной well-being программы. Это может быть серия лекций, разделенных на несколько блоков. Например, «все о стрессе», «все о здоровом сне», «все о правильном питании». В качестве экспертов можно пригласить как известных тренеров по личностному росту и психологов, так и самих сотрудников, готовых поделиться полезными советами с коллегами.

Сценарии спортивной жизни разнообразны: от «йоги в офисе по четвергам» до создания любительской футбольной команды, которая будет участвовать в товарищеских матчах. Работодатель может предложить сотруднику пройти уроки бега или плавания. Бесплатно, но с обязательным условием сдать экзамен в конце обучения. В противном случае стоимость занятий придется компенсировать. Так компании мотивируют работников не бросать спорт, который дает выход накопленным эмоциям и становится профилактикой выгорания.


 
7

Пересмотрите список ограничений на работе

Дресс-код, жесткие временные рамки перерывов, запрет на общение в мессенджерах — чем больше ограничений и чем строже работодатель следит за выполнением своих требований, тем напряженнее становится атмосфера в коллективе. И наоборот, более демократичный поход к управлению командой может стимулировать креативность и инициативность подчиненных. Вместо того чтобы штрафовать сотрудника за хронические опоздания, можно проанализировать ситуацию и выяснить, что стало причиной нарушений — безответственность и отсутствие интереса к работе или проблемы с общественным транспортом, удаленность офиса от дома и семейные обязательства (например, он задерживается, потому что каждый день отводит в детский садик ребенка). Если вы цените вклад сотрудника в общее дело, стоит оговорить переход на гибкий график или возможность позже начинать и заканчивать рабочий день.


  
8

Модернизируйте рабочее пространство

Open space могут стать благоприятной средой для развития профессионального выгорания. На шум и, как следствие, невозможность сосредоточиться жалуются как интроверты, так и экстраверты. Однако работодатели не могут вернуться к кабинетной системе — такая изоляция снижает продуктивность: замедленное распространение важной рабочей информации и чувство отчуждения разобщают коллектив. Удовлетворить потребность в уединении помогает грамотное зонирование (мобильные перегородки, отделяющие один отдел от другого, «зеленые» стены с растениями), увеличение числа звукоизолированных переговорных (их могут забронировать те, кто хочет поработать в полном одиночестве) и создание комнат отдыха.