В России есть поговорка: «Мы свою алкогольную меру знаем. Да разве ее выпьешь?». Пьют у нас много — это факт. По данным ВОЗ, Россия входит в двадцатку самых пьющих стран мира. В прошлом году, по данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, потребление спиртного в России выросло еще на 8,3% и составило 13,2 литра чистого алкоголя на человека в год.

Казалось бы, хорошая новость для виноделов — есть где разгуляться. Но, увы, доля вина в этой статистике  всего 5 литров (для сравнения: во Франции — 42 литра на человека в год).

Как чувствует себя рынок вина во Франции можно прочитать здесь.



Причем, в пересчете на чистый алкоголь она еще меньше - около 0,4 литра на человека. Да, вино в нашей стране пьют реже, чем крепкое спиртное. А вино отечественного производства — и того меньше: несмотря на все усилия властей и виноделов, доля этого продукта на полке российских магазинов составляет 60%.

Что мешает активнее производить и продавать вино made in Russia, обсудили участники Алкогольного конгресса, который проходил в рамках Дней российского ретейла в Москве.

Нездоровая конкуренция
Еще 5 лет назад вино производили только восемь регионов России. Сейчас их 18, и география продолжает расширяться, рассказала заместитель директора Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Ася Марутян. В этом году, по ее словам, Минсельхоз выделил виноделам 3 млрд рублей (почти в 2 раза больше, чем годом ранее) на посадку винограда и уход за ним.

«Надеемся, что в этом году удастся заложить 7 тыс. га новых виноградников. Из них 80% — технический виноград для производства вина», — сообщила она.

Но в отрасли немало проблем, которые мешают развитию отечественного виноделия. «Основная из них — жесткая конкуренция между бутилированным вином и винным напитком, объем продаж которого в России за 10 лет вырос в 12 раз. По закону винный напиток должен на 50% состоять из вина. Но в реальности вина там нет. А есть вода со спиртом, красителями, ароматизаторами и сахаром. Напиток этот дешевый и хорошо продается, причем маскируется в магазинах под вино и фактически отбирает у настоящего вина полку и аудиторию», — сетует президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

Сколько алкоголя россияне покупают по акциям, можно посмотреть здесь.



Государство уже обратило внимание на эту проблему и приняло меры. «В ближайшее время минимальная цена на винный напиток сравняется с минимальной ценой на игристое вино и шампанское. А акцизные налоги со следующего года также достигнут уровня акциза на шампанское, то есть 39 рублей. Это оздоровит конкуренцию и приведет к значительному переделу рынка: винный напиток потеряет позиции, а вино, напротив, увеличит рыночную долю», — уверен Леонид Попович.

Имидж и жажда
Вторая проблема, на которую натыкаются производители, — имидж российского вина. «Есть стереотип, что наше вино пить не надо. И даже не надо его пробовать. Но это миф, который надо развенчивать. «Аэрофлот» уже начал предлагать пассажирам российские вина. Наложен запрет на госзакупки иностранных вин. А на Неделе российского вина, где этой весной участвовали виноделы из 60 российских регионов, включая Дальний Восток, торговые операторы увеличили закупки на 15% — распробовали», — рассказал директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Никита Кузнецов.

Роскачество также пообещало подключиться к процессу популяризации российских вин. Заместитель руководителя АНО «Роскачество» Илья Лоевский сообщил, что в этом году ведомство выпустило первый винный гид.

«Мы исследовали качество 211 марок отечественного вина (стоимостью до 1 тыс. рублей на полке и минимальным тиражом от 50 тыс. бутылок в партии). Гид прочитали 20 млн человек. Это аудитория, которая доверяет нашим рекомендациям. Плюс к этому осенью мы введем тотальный тест качества алкоголя, как делают многие другие страны. Продукту будет присваиваться балл: от 1 до 5. И соответствующая наклейка появится на бутылке. Если балл 3,5 и выше — значит, хороший продукт», — рассказал он.

Какие тренды актуальны для российского рынка алкоголя можно прочитать здесь.



«Виноделы получают отдачу на инвестиции только через 5 лет. Поэтому нам очень важно понимать перспективы своего бизнеса. Мы видим поддержку государства и видим интерес розницы. Поэтому в этом году засадим очередные 1 тыс. га виноградом и увеличим мощности по переработке», — сообщил участник Недели российского вина, президент винного холдинга «Ариант» Александр Кретов.

Он добавил, что многие во власти пекутся о здоровье нации и переживают, что россияне пьют много водки. «Но единственный способ переключить людей на вино — это работа с подростками. Чтобы, повзрослев, они потянулись именно к вину, а не к винному напитку и не к водке. Это тоже вопрос просвещения», — добавил он.

Беззаконие
Еще одна глобальная проблема, которая тормозит развитие отечественного виноделия, — отсутствие специального отраслевого закона. «Россия — единственная держава среди 39 стран, производящих вино, у которой до сих пор нет закона «О виноградарстве и виноделии». Мы уже несколько десятилетий говорим о том, что он нужен. Но воз и ныне там. И пока не будет отдельного закона для регулирования нашей отрасли — толку не будет», — говорит Леонид Попович.

Он уточнил, что в Госдуме сейчас лежит вариант закона, предложенный правительством ко второму чтению. «Он никому не нравится. Никому! Но у него есть одно достоинство — это закон о РАЗВИТИИ нашей отрасли. И его надо принимать как можно быстрее. Я надеюсь, что это произойдет до конца текущего созыва. Это будет прорыв», — уверен Леонид Попович.

Надежда на малышей
Потенциал винной отрасли России, по мнению участников рынка, заключен в развитии малого и среднего бизнеса. «Малые производители вина сейчас в основном в серой зоне. Многие из них хотели бы получить лицензию и продавать свой товар легально, но это слишком дорогое удовольствие. На всю страну лишь два десятка малых производителей смогли его себе позволить. Пока лицензирование будет адом и по процедуре, и по финансам, развития отрасли не будет», — говорит начальник контрольно-финансового Управления ФАС России Владимир Мишеловин.

ТОП-5 магазинов торгующих вином можно посмотреть здесь.



Леонид Попович, в свою очередь, отметил, что даже те из малышей, которые имеют лицензии, не могут сегодня продавать свой товар. «Не нужны они сетям со своей мелочевкой. Фермер может максимум выдавать 65 тыс. бутылок в год. С таким объемом — никуда. Розница не понимает, как его продавать. Так что нужны еще и изменения в закон, которые решат проблему входа на рынок малых производителей», — говорит он.

«А еще нужно развивать алкотуризм, как в Европе. В прошлом году в Краснодарском крае 300 тыс. туристов посетили винные хозяйства. Из них только 10 — с лицензиями и еще 40 готовятся их получить. Остальные работают просто так. И наша задача — чтобы они делали это легально», — заключил руководитель департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Роман Куринный.